Сущность государственного вмешательства в национальную экономику, страница 8

I уровень – включает в себя федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень – включает в себя бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III уровень – включает в себя местные бюджеты.

Помимо перечисленных видов бюджетов существует консолидированный бюджет, представляющий собой свод бюджетов всех уровней на определенной территории.

С 90-х гг. прошлого века во многих странах в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) стартовали реформы по повышению эффективности государственных финансов, направленные на увеличение результативности и отдачи, а также прозрачности финансовой системы государства. Центральное место в концепции БОР занимает программно-целевой метод планирования и финансирования расходов бюджета. Программно-целевой метод уже больше десяти лет активно применяется в России в рамках перехода к БОР. Еще в 2011 г. 922,1 млрд. руб. (только 8,65%) из федерального бюджета РФ было направлено на финансирование 57 Федеральных целевых программ. Принятая Правительством РФ «Программа по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года» содержала предоставление в 2013 г.  97% всех расходов федерального бюджета в виде комплекса государственных программ. Ключевой характеристикой БОР является четкая увязка планируемых расходов с предполагаемым результатом от их осуществления.

Наиболее важным при этом представляется создание четкой и логичной иерархии целей и задач, что невозможно без взаимосвязи между стратегическим планированием и тактическим целеполаганием. Все цели и задачи программы должны быть четко сформулированы и количественно охарактеризованы с помощью системы показателей.

Одновременно с привязкой расходов к конкретным результатам от их осуществления БОР предоставляет распорядителям бюджетных средств больший объем полномочий и большую свободу в отношении методов достижения поставленных перед ними целей и задач, вплоть до перераспределения выделенных финансовых ресурсов в рамках министерства или ведомства. Пропорционально возрастающей свободе предполагается увеличение ответственности распорядителей бюджетных средств за достижение заявленных показателей.

Введение в бюджетный процесс государственных программ должно позитивно сказаться на эффективности осуществления государственных расходов в РФ. Принцип программно-целевого планирования и финансирования расходов федерального бюджета, реализуемый в рамках государственных программ, воплощает в себе основные достоинства концепции БОР.[7]

Деятельность администраторов программ оценивается при помощи разрабатываемых и включаемых в государственные программы индикаторов и показателей эффективности и результативности.

2.2 Опыт зарубежных стран в государственном вмешательстве в экономику (на примере США)

Современная рыночная экономика в США регулируется государством и не является стихийной.

Механизм государственного регулирования экономики в США прошел несколько этапов.

В начале 70-ых годов достаточно много отраслей экономики США находилось в режиме жесткого административного контроля.  Основной необходимостью введение такого жесткого регулирования отраслей экономики было ограничение монополий и ограничение конкуренции. В арсенале элементов государственного регулирования экономики США важное место заняло государственное программирование экономики, которое предполагало разработку как общенациональных, так и региональных программ.

В 80-ые годы правительство США отказалось от традиционной системы регулирования, основанной на кейнсианской модели, и заменили ее системой регулирования, базирующейся на проведении политики монетаризма. Государство должно регулировать отношения сторон, обеспечивать их свободу, стимулировать частную деловую активность и наказывать тех, кто игнорирует право и интересы рыночных субъектов, поэтому рыночное саморегулирование дополняется механизмом макроэкономического регулирования.  В условиях современной рыночной экономики, характеризующейся наличием не только большого количества малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, поэтому усилия правительства направлены на предотвращение монополизма и на контроль над реализацией антимонопольного законодательства.