Административные методы можно разделить на меры разрешения, например лицензия, которая дает право на осуществление какого-либо вида деятельности, например производство или торговля каким-либо товаром; меры принуждения, например уплата налогов, установка очистных сооружений и т.д.; меры запрета, например производство и торговля некоторыми видами лекарств, наркотиками, оружием и пр. Административные меры основываются на силе государственной власти и могут быть использованы при государственном контроле над доходами, ценами, валютным курсом, учетной ставкой и т.д. Как правило, административные меры воздействия применяются в незначительных масштабах в странах, где хорошо развита рыночная экономика. Обычно они используются для социальной защиты населения, охраны окружающей среды. Их роль возрастает в критических ситуациях, во время войны, затруднительного положения экономики.
Основными Инструментами административных методов являются:
· лицензии – меры государства по разрешению экономическим субъектам выполнять определенный вид деятельности. Перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством: ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
· санкции – меры государства по борьбе с невыполнением установленных правил субъектами. В порядке санкций государство требует выплаты штрафов, пени, а так же изымать выручку от незаконной деятельности в пользу государственных или региональных бюджетов;
· квоты – инструмент, определяющий долю субъектов рынка в производстве, потреблении, импорте и экспорте товаров и услуг, для защиты внутреннего рынка, поддержки конкурентной среды;
· нормы – это, в широком понятии, правила осуществления отдельных видов экономической деятельности, а, в узком смысле, мера общественно необходимых затрат ресурсов для изготовления единицы продукции;
· стандарты – единые нормы по параметрам, размерам, типам, маркам, качеству товаров, а так же по методам испытания, контроля, правилам хранения, упаковки, маркировки товаров. Соблюдение государственных стандартов – обязательно для всех субъектов национальной экономики;
· государственные заказы - это натурально-вещественные задания, которые доводятся адресно до конкретных предприятий , и удовлетворяющие потребность государства по поставкам продукции, выполнению работ и оказанию услуг, которые реализуются через все виды предприятий.
Государственный заказ необходим для удовлетворения государственных нужд в определенных товарах и услугах необходимых для обеспечения некоторых экономических связей с участием государства для реализации последующих функций. Помимо этого с помощью госзаказа осуществляется поддержка, регулирование и стимулирование отраслей экономики и регионов, национальных производителей, привлечение частных предпринимателей для решения актуальных проблем, реализация социально-экономических целей государства, а так же ценовое регулирование в области определенных товаров и услуг. С помощью государственных заказов осуществляется косвенное влияние на динамику цен на некоторые виды товаров и услуг.
Государство при осуществлении государственных заказов использует различные методы финансирования заказов. Эти методы сочетают в себе прямое и косвенное покрытие затрат заказчика.
Прямое финансирование производится либо авансовыми платежами, полное или частичное авансирование государством подрядчика под заказ, либо поэтапным покрытием по мере выполнения заказа. В качестве косвенных методов выступают прямые займы государства или привлечение заемных средств коммерческих банков, предоставляемых подрядчику под гарантии государства.
Так же, госзаказ обладает инновационной функцией, так как способствует созданию новых продуктов и услуг, обладающими новыми потребительскими свойствами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.