Сущность государственного вмешательства в национальную экономику, страница 7

В современной России выбор инструментов денежно-кредитного регулирования объективно сужен.

На сегодняшний день определяющим желательным долгосрочным трендом является инфляция, а денежные агрегаты и валютный курс рассматриваются как промежуточные ориентиры.[6]

В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики заданы количественные критерии инфляции и денежных агрегатов, причем вначале обнародуются рамки роста цен, далее на основе прогноза оживления экономики и увеличения спроса на деньги задается диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2.

Что касается валютного курса, то количественно его уровень в основных направлениях, как правило,  не прогнозируется, и это, на мой взгляд, абсолютно правильно в силу неопределенности относительно действия его факторов. Говорится лишь о необходимости сглаживания существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.

В экономической среде существуют мнения о возможности ослабления регулирующих и административных мер, применяемых к экономическим агентам.

Это обосновывается успешной реализацией антикризисной программы властей в части поддержки финансового сектора и стабильности банковской системы. Действительно, антикризисная поддержка банковского институционального сегмента была заявлена как безусловный приоритет - наряду с, безусловно, необходимой в период кризиса социальной поддержкой населения, созданием новых рабочих мест, поддержкой отдельных отраслей реального сектора, наиболее чувствительных к кризису, а также системообразующих и градообразующих предприятий. Центральный банк решительными действиями удержал банковский сектор от системного коллапса, а значит, уберег и экономику в целом, которая при неблагоприятном исходе оказалась бы нежизнеспособной.

Однако не стоит спешить говорить об ослаблении государственного вмешательства в национальную экономику. Экономика еще довольно слаба. Некоторые признаки выхода из рецессии и экономического оживления— замедление инфляции, стабилизация безработицы и доходов населения, укрепление рубля — не должны расцениваться слишком оптимистично.

Основная масса аналитиков не видят причин для V   образного восстановления роста. Фаза относительного оживления объективно не может перерасти в фазу бурного инвестиционного роста, а, следовательно, неопределенность будет сопровождать все экономические решения. Таким образом, вопрос использования активной, адекватной денежно-кредитной политики остается актуальным.

В рамках реализации экономических мер важными представляются полномочия Центрального банка, их объективные границы, соотнесенность с общими усилиями национальных властей в рамках макроэкономической политики.

Власти России в условиях кризиса проводили дискреционную политику. Реализация классических принципов означала синхронную реализацию мер промышленной и монетарной политики. Внутри первой применялся широкий спектр налоговых, таможенно-тарифных, бюджетных видов государственной поддержки, были задействованы селективные, конкурсные, системные инструменты. В рамках монетарной политики Центрального банка были оперативно приведены в действие разнообразные меры поддержания ликвидности путем манипулирования нормами резервов, ставками по операциям Банка России, расширения объема и спектра инструментов рефинансирования. В сочетании с правительственным субсидированием процентных ставок и госгарантий, кредитованием через институты развития это позволило получить значительные эффекты доступа к финансовым ресурсам предприятиям реального сектора, что позволило им преодолеть кризис с меньшими потерями, которые могли бы быть.

Немаловажную роль в экономике так же играет бюджетная политика государства.

Бюджетная система РФ – представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, которая основана на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Состоит из бюджетов трех уровней: