Сущность государственного вмешательства в национальную экономику, страница 5

Экономические методы государственного воздействия включают в себя совокупность инструментов, способных воздействовать на рыночный процесс в целом. Регулирование осуществляется с помощью воздействия на спрос и предложение на рынке, на экономическую структуру, путем активизации факторов экономического роста и т.п. Для достижения данных целей используется денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование, прогнозирование и программирование -  это высшие формы косвенного государственного воздействия на экономику. Данные формы могут быть нацелено на отдельные регионы, отрасли, и обычно носят рекомендательный характер.

Бюджетно-налоговая политика – метод осуществления государственной экономической политики, предполагающий манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

Различают недискреционную (автоматическую) и дискреционную (целенаправленную) политику.

Недискриционная политика – это принятие и законодательное закрепление каких-либо мер, которые в дальнейшем действуют без вмешательства государства. Хороший пример автоматической фискальной политики – прогрессивное налогообложение. В случае спада доходы падают, но снижаются и налоги, а это несколько стимулирует экономику к росту. В случае подъема, «перегрева», доходы растут, но растут и налоги, а это немного сдерживает дальнейший подъем.

Дискреционная политика, в свою очередь, делится на стимулирующую, предполагающую снижение налоговых ставок и рост государственных расходов, и сдерживающую, предполагающую рост налоговых ставок и снижение государственных расходов.[3]

Кредитно-денежная политика – это деятельность государства, направленная на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование кредитно-денежных инструментов.

Как и фискальная политика, кредитно-денежная может быть двух типов: недискреционная (автоматическая) и дискреционная (целенаправленная), которая, в свою очередь, может быть стимулирующей и сдерживающей.

Стимулирующая дискреционная политика проводится при спаде производства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет следующая: рост денежной массы, снижение процентной ставки, рост инвестиций, рост объема производства (рис. 1).

Рис. 1. Стимулирующая дискреционная кредитно-денежная политика

Сдерживающая дискреционная политика проводится при инфляции, опасности кризиса перепроизводства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет обратная: снижение денежной массы, рост процентной ставки, снижение инвестиций, снижение реального объема производства (рис. 2).

Рис. 2. Сдерживающая дискреционная кредитно-денежная политика

Смысл автоматической кредитно-денежной политики сводится к монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Строгое следование этому правилу - «связывает руки» правительству и препятствует проведению ЦБ краткосрочной кредитно-денежной политики, поэтому данное правило не было одобрено ни в одной из стран с развитой рыночной экономикой.[4]

Государственное планирование и прогнозирование развития экономики является одним из важнейших методов государственного воздействия на хозяйственную деятельность.

Прогнозирование, как метод государственного регулирования экономики   это научно обоснованное представление о развитии экономических отношений и процессов, о сроках и характере их изменений. Процесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, принятыми ранее решениями и носит предварительный характер.