Макроэкономические прогнозы составляются с помощью различных методов прогнозирования: 1) метод экстраполяции основан на том, что траектория развития в будущем является продолжением траектории развития в прошлом; 2) метод факторного прогнозирования, предполагающий выявление факторов, которые влияют на предмет прогноза, определение типа зависимости исходных показателей от различных факторов и расчет значений прогнозируемых показателей; 3)метод модельного прогнозирования, представляющий собой средство прогнозирования основанный на экономико-математических моделях; 4) методу экспертного прогнозирования, являющийся наиболее универсальным, - эксперт дает прогноз, опираясь на опыт, аналогии, интуицию.
Государственное планирование – это деятельность государства в лице его органов управления по разработке планов, которые представляют собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. План – это документ, содержащий не только желаемый результат, но и способы его достижения, и в этом состоит основное отличие прогнозирования от планирования. Планирование, как процесс складывается из разработки, составления, контроля за ходом выполнения, а так же корректировки плана.
Выделяется государственное индикативное и директивное планирование экономики.
Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей, которые отражают состояние целей развития экономики, а так же совокупность мер государственного воздействия для достижения поставленных целей. Особенностью индикативного планирования является то, что оно имеет рекомендательный характер, а так же разрабатывается, как минимум, 3 варианта исхода: пессимистический, реальный, оптимистический.
Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
Экономическое программирование - это система государственного воздействия на экономику путем разработки и использования комплексных общехозяйственных программ.
Под программой понимается адресный, плановый документ, носящий различной степени директивный или индикативный характер. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи, а так же комплекс мероприятий - организационно-хозяйственных, научно-исследовательских, производственных и др., увязанных по исполнителям, ресурсам, срокам исполнения, и обеспечивающих достижение заданных задач и целей наиболее эффективным путем.
Важно отметить, что между экономическими и административно-правовыми методами государственного воздействия на экономику разграничение достаточно условно. Для достижения целей государственной экономической политики необходимо комплексное использование всех методов государственного регулирования экономики.
Уже более двадцати лет российская экономика осуществляет рыночные преобразования. За это время она прошла периоды постепенных изменений, радикальных реформ, нескольких кризисов, являвшихся точками отсчета новых циклов, и, в конечном итоге, перед ней встала необходимость переосмыслить все плюсы и минусы государственного регулирования экономики. Как и в большинстве государств для регулирования экономики правительство РФ осуществляет кредитно-денежную политику, цель которой – борьба с инфляцией.
Как известно, денежно-кредитная политика может осуществляться двумя методами – прямыми и косвенными. В производственной сфере государство не имеет возможности использовать прямые методы регулирования, т.к. для эффективного роста производства производственный сектор должен обладать достаточно высокой степенью свободы, поэтому в данном случае правительство использует косвенные методы воздействия - через систему кредитно-денежного обращения. Это возможно осуществить только при помощи использования правительством Центрального Банка Российской Федерации (ЦБРФ). Основной задачей ЦБРФ является поддержание и защита стабильности рубля. При этом Центральный банк является единственным эмиссионером. Все функции ЦБРФ закреплены в ст.4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (банке России).[5]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.