7. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции;
8. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы;
9. Обеспечение национальной безопасности и пр.
Государство, выполняя регулирующие функции, использует прямые и косвенные методы воздействия на экономику. Преобладание прямых методов воздействия в наибольшей степени характерно для командной экономики, для системы государственного регулирования рыночной экономики, наоборот, характерны косвенные методы. Между этими методами существуют принципиальные различия, заключающиеся в следующем.
Прямые методы регулирования экономики основаны на властнораспорядительных отношениях. Они сводятся к административному воздействию на деятельность экономических субъектов и предполагают, вынужденное принятие решений субъектов хозяйствования, которые основаны на предписаниях государства, а не на самостоятельном экономическом выборе. Среди прямых методов государственного воздействия на экономику преобладают государственные заказы, разнообразные формы целевого безвозвратного финансирования регионов, отраслей экономики и фирм в виде субсидирования, а так же государственные инвестиции в отдельные сектора экономики. государственные инвестиции в отдельные отрасли, а так же различные формы безвозвратного целевого финансирования некоторых отраслей экономики.
Использование методов прямого регулирования имеет определенные плюсы и минусы. С одной стороны прямые меры обладают высокой эффективностью, т.к. экономический результат достигается достаточно оперативно, однако, с другой стороны, они ослабляют и препятствуют работе рыночного механизма.
Использование косвенных методов регулирования предполагает, что государством закладываются условия для самостоятельного принятия таких экономических решений субъектами хозяйствования, которые максимально приближены к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. При этом, при косвенном воздействии неизбежны временные лаги между принятием экономических решений и мер государством, их восприятием субъектами хозяйствования и конечными экономическими результатами, которые будут соответствовать экономическим целям государства.
Основываясь на организационно-институциональных особенностях регуляторов, применяемых государством, методы государственного воздействия можно разделить на правовые, административные и экономические.
Правовые методы государственного регулирования обеспечивают правовую инфраструктуру экономики – они призваны создать для частного сектора – бизнеса и домохозяйств – оптимальные правовые условия функционирования. При правовом регулировании государство устанавливает определенные правила экономического поведения, как для потребителей, так и для производителей. Системой законодательных правил и норм обеспечивается защита конкурентной среды, определяются формы и права собственности, условия заключения экономических договоров, порядок функционирования фирм и т.д.
К инструментам правовых методов, преимущественно, относятся нормативно-правовые акты, определяющие различное воздействие на экономику. Конституция РФ закрепляет способы воздействия на экономику и разграничение полномочий различных уровней государственной власти, однако только в самом общем виде, более подробные методы устанавливаются в различных федеральных законах. Так, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.