МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. Ломоносова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономики труда и персонала
Курсовая работа
на тему: «Стереотипы на рынке труда »
Выполнила: студентка группы м-203
Научный руководитель:
Ассистент
Москва
2017
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. 3
Актуальность темы исследования. 3
История изучения вопроса. 4
Классификация стереотипов на рынке труда. 7
Глава 2. 7
Гендерные стереотипы.. 7
О достоверности гендерных стереотипов. 9
Гендерные поведенческие стереотипы. 11
Последствия гендерных стереотипов. 11
Способы устранения негативных последствий гендерных стереотипов. 13
Положительные тенденции. 14
Глава 3. 15
Возрастные стереотипы и эйджизм. 15
Демографическая ситуация и эйджизм. 15
Распространенность эйджизма в трудовой сфере. 15
Возрастные стереотипы работодателей. 17
Негативные последствия возрастных стереотипов. 17
Влияние СМИ. 17
Возможные выгоды от людей старших возрастов на рынке труда. 18
Методы искоренения эйджизма. 19
Несовершенство Российского законодательства. 20
Советы на будущее. 22
Заключение. 22
Источники. 25
Приложение 1. 29
Стереотипы в восприятии людей существовали всегда, однако научное понятие слова «стереотип» появилось относительно недавно.
Термин «стереотип» происходит от двух греческих слов - stereos, что означает твердый, телесный, пространственный, объемный, и typos - отпечаток. Изначально данное слово употреблялось в издательском деле и означало металлическую пластинку для получения копий одинаковой формы при печатании изданий большим тиражом. В дальнейшем исследователи применяли термин «стереотип», имея в виду именно повторяемость, свойство копирования.
Первооткрывателем такого понимания слова «стереотип» был известный американский журналист У. Липпман (W. Lippmann). В 1922 году в своей книге «Общественное мнение» автор определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, которое экономит его силы при перцепции сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [24].
Стереотипные типы поведения возникают в самых разных сферах деятельности человека, где существуют устойчивые формы взаимодействия со средой. В данной работе речь пойдет о трудовой сфере.
Сегодня трудовая деятельность занимает одно из важнейших мест в структуре социальных приоритетов человека, так как именно от нее зависит образ жизни человека и его материальное благополучие.
Человеку приходится непросто в современном быстро изменяющимся мире, поэтому в он пытается упростить и категоризовать свое социальное окружение, сделать его понятным и прогнозируемым в разных сферах своей жизнедеятельности. В процессе работы в результате таких попыток упрощения реальности появляются трудовые стереотипы. Шестопалова О.Н. определяет трудовые стереотипы, как естественные общественные образования, в которых формируются стойкие элементы, дающие индивиду возможность благополучно участвовать в хозяйственной жизни социума, определяя соответствующее трудовое поведение» [28].
Сегодня на рынке труда существуют самые разные стереотипы: гендерные, национальные, возрастные, религиозные; существуют стереотипы относительно разных профессий, об образовании, о мигрантах и даже стереотипы относительно веса работника.
Стереотипное мышление, как со стороны работодателя, так и со стороны работника приобретает негативный оттенок в случае, если оно не соответствует действительности. Оно отрицательно влияет на трудовое поведение индивида, на качество его работы, на рабочую атмосферу, а также может стать причиной трудовой дискриминации.
Негативные последствия, перечисленные выше, влияют не только на состояние рынка труда, но и на экономическую ситуацию и благосостояние населения в целом, на протекание большинства социальных процессов.
Таким образом, цель данной работы-выявить существующие трудовые стереотипы, понять причины их появления, определить какие последствия они несут для общества, а также проанализировать эффективность современных и возможных способов борьбы с ними.
Феномен «стереотип» уже несколько десятилетий активно привлекает внимание психологов, социологов, этнографов, экономистов, культурологов, философов, лингвистов.
Как уже было сказано выше, впервые в научный оборот понятие стереотипа было введено американским журналистом У. Липпманом в его работе «Общественное мнение».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.