Согласно этим изменениям, во-первых, субъектов федерации, которым переданы полномочия по занятости, наделяют правом организовывать бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку граждан пенсионного возраста. Таким образом, для лиц желающих продолжать работать, несмотря на свой пенсионный возраст, были устранены дискриминационные ограничения на бесплатное профессиональное обучение, которые имелись до этого в законе «О занятости населения».
Во-вторых, данный закон предусматривает запрет на ограничения по возрасту со стороны работодателей при размещении объявлений для поиска претендентов на вакансии.
В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) за публикацию такой информации в отношении работодателей (как частных лиц, так и организаций) предусматриваются соответствующие экономические санкции (штрафы).
Кроме того, в России в регионах существуют программы, предусматривающие расширение практики наставничества как формы передачи знаний и опыта от пожилых работников к молодежи. Минтруд не планирует прекращать поддержку данных программ, поэтому в ближайшей перспективе мы сможем наблюдать увеличение числа рабочих мест для старшего поколения.
Хотелось бы отдельно поднять поднять тему несовершенства российского законодательства.
Во-первых, в современном законодательстве нашей страны отсутствует единое определение понятия «дискриминация», и оно трактуется по-разному в разных российских законодательных актах.
Во-вторых, в России, в отличие от большинства стран Европейского Союза (ЕС) нет антидискриминационного законодательства. Поэтому в Российской Федерации (РФ) вопрос на каких основаниях, как и кого следует наказывать за дискриминацию остается открытым. В связи с этим факт присутствия дискриминации, в том числе и возрастной, практически невозможно доказать в суде.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривается, что работник, считающий, что он был подвергнут дискриминации в сфере труда, обязан сам доказывать этот факт в суде, то есть на работодателя распространяется презумпция невиновности.
Странным фактом является и то, что в Конституции Российской Федерации, в статье 19, которая гласит: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности, языка <...>, а также других обстоятельств» [7], почему-то отсутствует прямое указание на запрет дискриминации по возрасту, хотя возраст-это одна из важнейших социально-демографических характеристик человека.
Аналогичную ситуацию можно увидеть и в Уголовном Кодексе Российской Федерации (УК РФ), где в статье 136 записано: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка <. > наказывается штрафом в размере двухсот тысяч рублей <. >, либо лишением свободы до двух лет» [22]. То есть, в УК РФ также нет прямого указания на возраст как основание для наказания за дискриминацию.
Также, несовершенство действующего законодательства по труду проявляется в том, что оно нередко ограничивает поддержку со стороны государства, оказываемую пожилым гражданам в сфере занятости. Например, согласно статьи 59 ТК РФ «с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера» [19]. То есть, когда на работу приходят устраиваться пенсионеры, с ними преимущественно заключается срочный трудовой договор, а он по сравнению с бессрочным трудовым имеет отрицательные для работника следствия, ограничивает его трудовые права и гарантии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.