Стереотипы на рынке труда, страница 3

П Стоит отметить работы Т.В. Барчуновой, С.Г. Айвазовой, В.В. Бедринон, Е.В. Кочкиной, Л.А. Васюнпной, Е.Б. Мезенцевой, Г.Г. Снлласте, Л .Л. Рыбцовой, A.B. Темкиной, O.A. Хасбулатовой. Труды этих авторов посвящены проблеме функционирования стереотипов в экономической сфере.

Ряд исследователей, в частности, Л.В. Бабаева, Н.К. Архипова, Е.С. Гвоздева, JI.C. Ржаницина, З.А. Хоткина, О.М Здравомыслова анализируют влияние гендерных стереотипов на рынок труда через явление дискриминации в сфере занятости по признаку пола и профессиональной сегрегации.

Что касается возрастных стереотипов и эйджизма, то данное явление попало в поле внимания психологов и социологов относительно недавно - в 1950-60-хх г.г. Использовать понятие эйджизм для обозначения возрастной дискриминации впервые предложил американский социолог Р.Н. Батлер (R. N. Butler) в 1969 году.  Название сконструировано автором по аналогии с расизмом и сексизмом . С тех пор возрастные стереотипы и дискриминация активно изучаются в западной социологии и социальной психологии

В литературе встречаются две ведущих тенденции среди различных подходов к концептуализации эйджизма . Первая говорит, что  эйджизм - это явление, которое касается исключительно старых людей. Вторая тенденция показывает, что  эйджизм распространяется на всех людей, которых дискриминируют по возрастному признаку, а не только на пожилых людей.

Среди отечественных исследователей данную проблему изучают Т.В. Смирнова, А.В. Микляева.

Проблему большого количества научных работ, освещающих представления молодежи о пожилых людях, при одновременной малочисленности работ, анализирующих влияние пожилого поколения на молодых рассматривают Ж. Кристиан (J. Christian), Т. Рианнон (T. Rhiannon), Н. Холт (N. Holt), М. Ларкин (M. Larkin), Д. Котл (J. Cotle).

Классификация стереотипов на рынке труда.

На сегодняшний день существуют различные классификации стереотипов на рынке труда. Рассмотрим основные из них.

Первая классификация - по субъекту стереотипизации. По этому параметру трудовые стереотипы делятся на групповые (социальные, культурные) и индивидуальные.  Можно использовать данную классификацию на рынке труда, например, разделив стереотипы на предубеждения со стороны нанимателей, на предубеждения со стороны наемных работников и на стереотипы потребителей (клиентов).

Следующая классификация стереотипов строится по объекту стереотипизации. С помощью представленного деления ученые чаще всего различают многие виды социальных стереотипов: гендерных, возрастных, профессиональных, расовых, этнических национальных, конфессиональных, религиозных, региональных, классовых, политических и т.д. Достаточно просто перенести данную классификацию на рынок труда.

Также, в мире стереотипов, включая трудовые стереотипы, существует классификация по содержанию. По этому критерию исследователи делят стереотипы  на негативные и позитивные.

Ряд исследователей делят стереотипы по степени соответствия действительности и адекватности отражения реального мира. В этом случае различают точные и неточные или истинные и ложные предрассудки. Опять же легко применить данное деление к профессиональной сфере.

Существует еще огромное множество видов стереотипов и критериев их классификации на рынке труда. Охватить все в рамках одного исследования не представляется возможным. В данной работе упор будет делаться на два самых распространенных вида стереотипов: гендерные и возрастные.

Глава 2

Гендерные стереотипы

Сегодня гендерное равенство является одним из главных критериев демократизации общества. Принцип равенства мужчин и женщин закреплен в нашей стране в Конституции Российской̆ Федерации в 19 статье [7], в трудовом, семейном, гражданском, уголовном кодексах. На международном уровне также существует множество подобных законодательных актов, в частности, резолюции четырех всемирных конференций по положению женщин, проходивших под эгидой ООН в Мехико, Копенгагене, Найроби, Пекине.