Стереотипы на рынке труда, страница 5

Однако есть целый ряд профессий, где стереотипы россиян оказываются ложными.  Например, профессия архитектора. Около половины опрошенных считают её мужской, в то время как женщин-архитекторов сегодня уже около 60%. Неверными также являются стереотипы россиян о большей эффективности мужчин в профессии ветеринара, доктора, налогового инспектора, журналиста, юриста, модельера, менеджера по внешнеэкономической деятельности, маркетолога. (см. Приложение 1).

Теперь обратимся к более свежему анализу рынка труда мужчин и женщин от компании Hays, которая в 2016 году провела глобальное исследование гендерной диверсификации в мире карьеры и бизнеса.

Было опрошено 11 500 респондентов, проживающих в 25 странах мира, причем респондентов из России – более 1500 человек (1685). Участниками опроса были представители крупнейших российских и международных компаний (80%), а также среднего (23%) и малого бизнеса (15%) в различных сегментах: от фармацевтики до крупных производственных холдингов. Также учитывались пол, возраст и уровень позиции респондентов в компании.

Так, по данным исследования, с утверждением: «В нашей стране существуют барьеры, которые препятствуют развитию карьеры женщин наравне с карьерой мужчин», согласны 62% опрошенных женщин и 21% мужчин. Наиболее распространенным из таких барьеров опрошенные назвали стереотипы и неформальные договоренности (например, представления о типично «мужских» позициях - 27%). Второе место среди сложностей поделили семья и декрет. Из-за вынужденных перерывов в карьере (декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком) руководство неохотно продвигает женщин на управленческие позиции - с этим согласны 23% респондентов. Те же 23% опрошенных отметили, что женщине сложно совмещать успешную карьеру и семейную жизнь. Также респонденты называли в качестве барьера предвзятое отношение к женщинам-руководителям (10%). Свою роль играет отсутствие поддержки со стороны семьи и окружающих (4%). 3% считают, что женщины по своей натуре менее упорные в борьбе за должность.

Респондентов спрашивали и о наличии официальной гендерной политики в компании. Россия показала в исследовании один из самых низких процентов (существование в их компании такой политики отметили 8% опрошенных). Для сравнения, в целом в мире 28% респондентов сообщили, что в их компании есть официальная гендерная политика.

Также, выяснилось, что чаще всего баланс полов стараются соблюдать в госсекторе, за ним следуют горнодобывающие отрасли, финансовые институты и производство. Тем не менее в некоторых компаниях принимаются отдельные меры. Например, это гибкий рабочий график и специальные условия для женщин (17% опрошенных) или продвижение образа профессионально успешной женщины (8%).

Еще одной важной областью для анализа стал подход к оплате труда разных полов. В России 68% респондентов утверждают, что труд мужчин и женщин оплачивается одинаково. Во всем мире эта цифра составляет в среднем 64%. Во всех странах женщины смотрят на проблему равенства оплаты труда более пессимистично, чем мужчины. Однако чем выше возраст и стаж специалистов, тем сильнее сглаживается это неравенство.

Итоги опроса подтверждают достаточно большое количество амбициозных женщин , которые сразу метят на вершину. Самую высокую позицию в компании/профессии хотели бы занять 69% опрошенных мужчин и 55% женщин. При этом 16% женщин и только 6% мужчин считают удавшейся карьерой позицию руководителя подразделения или менеджера. [37]

Подобное исследование также проводила в России Козина И.М. Автор утверждает: «В обыденном сознании существуют довольно устойчивые представления о разделении профессиональных занятий по признаку пола, само наименование профессии зачастую имманентно содержит ее гендерную идентификацию. Например, чаще употребляется слово «уборщица», хотя официальное название — «уборщик». Слова «прачка», «швея» даже не имеют мужского аналога» [6].

Гендерные поведенческие стереотипы