Стереотипы на рынке труда, страница 4

На рынке труда нашей страны равенство полов осуществляется через  социальную политику в сфере занятости, которая предусматривает применение социальных мер по повышению конкурентных способностей̆ женщины на рынке  труда.

Она заключаются в следующем:

•       предоставление кредитных, налоговых и иных льгот предприятиям государственного и негосударственного секторов экономики, а так же частным лицам и объединениям, обеспечивающим организацию труда женщин с малолетними детьми, а также  лиц с ограниченной̆ трудоспособностью;

•       финансовая поддержка, необходимая при создании благоприятных условий для благотворительности, общественной̆ взаимопомощи;

•       развитие форм субсидированной̆ занятости, особенно для отдельных категорий населения, в частности, женщин;

•       обеспечение женщин необходимой̆ информацией̆, консультационными услугами и специальной̆ подготовкой̆ для вовлечения их в предпринимательскую деятельность;

•       оказание помощи  женщинам, желающим начать свой собственный бизнес, в получении дополнительных знаний и профессиональной̆ подготовки;

•       предоставление различного рода кредитов, необходимых женщинам для организации индивидуальной̆ трудовой̆ деятельности;

•       обеспечение условий для переобучения или  повышения квалификации работающих женщин, имевших перерывы в трудовой̆ деятельности, например, при их возвращении на рабочее место после отпуска по беременности и родам и ухода за ребенком. Благодаря этому профессиональная реадаптация происходит значительно быстрее;

•       учет потребностей̆ женщин при проведении структурной̆ перестройки экономики, привлечение дополнительных источников финансирования для развития социальной̆ сферы и сферы услуг как мест, где преимущественно используется женский труд.

Основной причиной гендерного неравенства, неравномерного распределения экономических, политических и социальных ресурсов между мужчинами и женщинами , являются гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы — это общепринятые в социуме представления об особенностях и поведении представителей разных полов, в первую очередь мужчин и женщин.

Гендерные стереотипы на рынке труда являются одними из самых распространенных и  нередко перерастают в дискриминацию по признаку пола. Гендерная дискриминация — любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола [10]. В основном, гендерные стереотипы базируются на «первородстве» мужчины, который выполняет функции добытчика и «естественном предназначении» женщины-хранительницы домашнего очага.

О достоверности гендерных стереотипов.

Чтобы проанализировать действие и роль гендерных стереотипов в обществе, необходимо выяснить, в какой мере они соответствуют действительности, насколько они ошибочны или верны. Для этого обратимся статистическим исследованиям двух лидеров на рынке рекрутмента: онлайн портала Superjob и компании  Hays.

Так,  по данным исследования, проведенным центром рекрутингового портала superjob.ru в 2010 году 58%  россиян убеждены, что бухгалтер-исключительно женская профессия. Похожая ситуация складывается и с должностью инспектора отдела кадров. Согласно представленной  статистике на эту должность женщин берут в 97% случаев. По данным опроса женскими профессиями так же считаются секретарь, фармацевт, оператор сall-центра, няня, воспитатель детского сада, преподаватель, дизайнер, швея, профессии связанные с аудиторской,  рекламной, туристической и страховой деятельностью.

Среди сугубо мужских профессий по данным опроса лидирует профессия программиста. Также респонденты считают неженскими такие профессии как разработчик компьютерных программ, начальник, биржевой торговец, проектировщик , инженер, логист,  бизнес-аналитик, повар, менеджер по продажам, спортивный тренер, массажист, слесарь, коммерсант, военнослужащий и др.

Приведенные выше примеры соответствуют действительности и статистика подтверждает преобладание того или иного пола в данных видах деятельности.