Стереотипы на рынке труда, страница 8

Данная тема актуальна для России и многих стран Европы, так как сегодня мы становимся свидетелями неблагоприятной демографической ситуации-население стареет назревает пенсионная проблема.  Это значит, что демографическая нагрузка на занятое население увеличиться в ближайшем будущем. Некоторые страны Европы уже начали решать эту проблему и  предлагают следующие меры:

•  Повышение пенсионного возраста.

•  Отменяй или сокращение пенсионных льгот.

•  Повышение страхового стажа.

•  Стимулирование занятости пенсионеров.

Судя по судебной статистике, приведенной в докладах ООН ,данные меры уже привели к  увеличению количества людей старших возрастов на рынке труда, а это значит, что России стоит прислушаться к опыту западных стран.

Распространенность эйджизма в трудовой сфере

Распространенность такого вида дискриминации не вызывает сомнений. Так,   в России по данным опроса, проведенного JOB.RU  при трудоустройстве дискриминация по возрасту является самой частой. (см. график 1).

График 1Рисунок

Так  считают 61,7% респондентов (из них 70,6% – жители Сибирского федерального округа, 67% – Центрального федерального круга, 65,4% – Крымского федерального круга).

Исследование дискриминации на рынке труда по возрасту в Норвегии и Германии (Büsch et all., 2003) показало, что эйджизм есть в обеих странах, но в Германии сильнее (вероятно, из-за более благоприятной демографической ситуации в Норвегии и привязки оплаты труда к стажу в Германии).

Исследование на рынке труда Великобритании и ЕС в целом (Abrams, 2011) показало, что дискриминация лиц старших возрастов все чаще ощущается респондентами, возраст более актуальная проблема, нежели раса или пол.

Исследование Национального бюро экономических исследований  подтвердило наличие сегрегации работников старших возрастов. [36]

HeadHunter в отчете за 2015-й год пишет, что 81% работодателей признали наличие возрастной дискриминации.

Только 3% сотрудников, нанятых через HeadHunter в 2015 году, были старше 45 лет. Данный возраст еще называют "возрастом отсечения", так как после его наступления интерес работодателей резко падает.

Также, ряд опросов показал, что особенно трудно людям в возрасте найти работу в "молодых" сферах — event, креативные, маркетинговые агентства, ресторанный, клубный бизнес, в IT-сфере и сфере торговли.

Возрастные стереотипы работодателей.

Такая печальная статистика  на рынке труда нередко базируется на стереотипах о старшем поколении. Основными стереотипами, вызывающими нежелание работодателей рассматривать старшее поколение являются :

•  Пожилой сотрудник не сможет проработать в компании долго, в связи с уходом на пенсию или проблемами, связанными со здоровьем.

•   Сотрудники  «в возрасте» плохо поддаются обучению. Они ищут стабильность и комфорт, им крайне сложно научиться новым технологиям в работе, которые так необходимы в молодых, растущих и развивающихся компаниях.

•  Пожилой сотрудник слишком осторожный и медлительный.

•  Пожилой сотрудник не впишется в молодой коллектив.

•   Сотрудник в возрасте не способен выдержать высокую интенсивность труда, отрицательно относится к  экстренным изменениям трудового графика и ненормированному рабочему дню, немобилен.

•  Главные достижения в "офисных специальностях" происходят до 35 лет.

Негативные последствия возрастных стереотипов.

Приведенные выше возрастные стереотипы на рынке труда ведут к ряду негативных последствий:

•  Подрыв связи между поколениями.

•  Социально-экономическое неравенство.

•  Бедность.

•  Нарушение прав человека.

•  Вредное воздействие на здоровье пожилых людей.

Влияние СМИ.

Возрастные стереотипы, принижающие трудовой потенциал и социальную роль людей старшего поколения постоянно распространяются в СМИ. Старики часто рассматриваются в них как ненужный балласт для семьи и общества.