В последующие десятилетия понятие стереотипа, трактуемого, как упрощенное и предрассудочное обобщение продолжает пользоваться популярностью. Например, такое определение разделял Г. У. Олпорт (G. W. Allport) в своем труде «Природа предрассудка». Но следует отметить, что в отличие от Липпмана, Оллпорт не относит стереотип к неизменным формированиям. По мнению автора, стереотип послушно приспосабливается к требованиям ситуации.
Последователями У. Липпмана также являются Дж. Фишман (J. Fishman), Д. Кац (D. Katz) и К.Брейли (K.Braly). В исследовании этих двух авторов студентам Принстонского университета необходимо было выбрать из 84 черт наиболее типичные для 10 этнических групп: негров, белых американцев, китайцев, немцев, англичан, итальянцев, японцев, ирландцев, турок и евреев. После первого выбора испытуемых просили вернуться к десяти спискам, которые они составили, и отметить пять качеств, являющихся наиболее характерными для членов каждой группы. Учитывая лишь эти пять качеств, Кац и Брейли выделили 12 чаще всего приписываемых каждому народу черт [35].
В отечественной науке до конца 1950-х годов термин «стереотип» вообще не употреблялся, хотя и наблюдались тенденции к изучению шаблонов поведения человека. В России впервые понятие «стереотип» вводит П.А. Сорокин. По мнению ученого «стереотип-это ряд процессов и форм поведения, заранее зафиксированных в том или ином виде и выполняемый большинством членов группы»
Далее исследование стереотипов в основном опиралось на теоретические разработки, концепции и исследования западных ученых. Российские ученые находили в них недостатки и предлагали пути их преодоления (например, работы Т.Е.Васильевой, В.С.Агеева, К.С.Гаджиева, Г.М.Кондратенко, Ю.А.Левады, А.Н.Леонтьва, Н.А.Рождественской, И.С.Кона, О.Ю.Семендяевой, В.П.Трусова, В.А.Ядова, П.Н.Ширихева и др.)
Среди современных отечественных ученых, изучающих стереотипизацию, следует выделить работы О.Н.Ваниной, И.В.Малышевой, Г.М.Мансурова, А.В.Меренкова, В.К.Коробова, Т.Г.Стефаненко и др.
Проблемы стереотипов в трудовой сфере поднимаются в работах М.Вебера (M. Weber), Г.Гегеля (G. Hegel), Г.Зиммеля (G. Simmel), А.К.Гастева, Г.С.Григорьева, А.П.Парсиева, Г.А.Пруденского, О.Н.Ваниной, В.И.Верховина, Ю.Н.Лапыгина, Л.Н.Москвичевой, А.В.Меренкова, Р.В.Рывкиной, Л.А.Степновой, Г.Н.Соколовой, Я.Л.Эйдельмана, Н.И.Шаталовой и др.
Анализ содержания основных определений, механизмов действия в обществе и подходов к гендерным стереотипам, а также концептуальные основы их изучения рассматриваются в большом количестве монографических исследований. Среди авторов необходимо выделить такие имена, как Р. Эшмор (R. Ashmore), С. Бассо (S. Basow), Ф. Дель Бока (F. Del Boca), Х. Фриз (H. Frieze), К. Жаклин (С. Jacklin), Х. Липс (H. Lips), Л. Льюис (L. Lewis), Э. Маккоби (E. Maccoby), Ю. Рода (U. Rhoda).
В России «прародителем» женского вопроса считается М.И. Михайлов. Впервые гендерный вопрос автор поднимает в трактате «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе», опубликованного в журнале «Современник» в 1860 году.
В первые десятилетия XX века появляются первые крупные научные исследования по этой проблеме, написанные женщинами. В России к таким исследованиям относят труды А. Коллонтай, Е. Лихачевой, Е. Щепкиной.
Нарушения прав слабого пола в профессиональной сфере активно изучаются и в советское время. Почти половина всех изданных до 1993 года научных работ по «женскому вопросу» посвящены конкретно производственной сфере деятельности женщин, сочетанию их семейных и трудовых обязанностей. Это работы И. И. Кунгуровой, С.И. Голода, А.Э. Котляр, Б.И. Языковой, А.Г. Харчева, 3. Н. Янковой и многих других авторов.
В трудах O.A. Ворониной, А. Альчук, И.В.Грошева, Е.В. Машковой, О.В. Туркиной, М.В. Томской, Е.А. Шибановой, А.О. Юрчак заложены методологические основы изучения роли гендерных стереотипов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.