Экономика фирмы: Курс лекций. Раздел II. Ресурсное обеспечение фирмы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Рецензент:  профессор А.Ф. Румянцев

Экономика фирмы: Курс лекций для бакалавров. Раздел 2. ¾ М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.

© Н.П. , 1998

С    о    д    е    р    ж    а    н    и    е

Раздел II.

Ресурсное обеспечение фирмы

 

Введение

4

 

Тема 5.

Экономические ресурсы фирмы

6

 

1. Роль и значение ресурсов в деятельности фирмы.

6

 

2.  2. Экономические ресурсы: основные понятия и категории. 

11

 

3. Состав и классификация ресурсов.

16

 

Тема 6.

Основные средства фирмы

22

 

1. Состав и классификация элементов основного капитала фирмы. Основные средства и нематериальные активы.

22

 

2. Оценка основных средств.

31

 

3. Воспроизводство основных средств фирмы.

38

 

4. Амортизация основных средств.

40

 

5. Характеристика наличия, состояния и использования основных средств.

48

 

6. Особенности оценки и амортизации нематериальных активов.

55

 

Тема 7.

Оборотные средства фирмы.

57

 

1.  Понятие, состав и источники формирования оборотных средств.

57

 

2.  Способы оценки элементов оборотных производственных фондов и начисления амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП).

64

 

3. Планирование складских запасов

69

 

4. Нормирование оборотных средств.

74

 

5. Показатели использования оборотных средств.

82

 

Тема 8.

Труд как экономический ресурс. Персонал фирмы.

85

 

1. Труд как экономический ресурс.

85

 

2. Персонал фирмы и его структура

87

 

3. Характеристика наличия персонала и его изменений.

89

 

4. Управление персоналом фирмы.

94

 

5. Рабочее время и его использование

98

 

6. Производительность труда

100

 

7. Оплата труда

104

 

В в е д е н и е

Учебный курс "Экономика фирмы" предназначен для студентов III курса экономического факультета МГУ, обучающихся по специальности "экономика". Данный курс является обязательным, читается в V семестре, рассчитан на 68 часов, в т. ч. 34 часа – лекции, 34 часа – семинарские занятия.

В соответствии с Концепцией обучения по данной учебной дисциплине (с. 4) Курс лекций для бакалавров "Экономика фирмы" состоит из четырех разделов:

Раздел I.  Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции и  структура.

Раздел II.   Ресурсное обеспечение фирмы.

Раздел III.  Экономические затраты и результаты.

Раздел IV.  Экономическая стратегия развития фирмы.

Изучив раздел I "Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции и структура" (темы 1 – 4), Вы познакомились с характеристикой фирмы как основного субъекта предпринимательской деятельности; рассмотрели факторы внешней среды функционирования фирмы и основные условия обеспечения ее экономической устойчивости; сущность, этапы построения и виды организационных структур; модель функционирования фирмы  в рыночной среде и принципы организации управления ее деятельностью.

Следующий этап изучения – раздел II "Ресурсное обеспечение фирмы".

Данный раздел посвящен анализу ресурсного потенциала фирмы и его составляющих; характеристике основных и оборотных средств, трудовых и информационных ресурсов. Рассматривается система показателей эффективности использования всех видов ресурсов.

Нумерация тем по всем четырем разделам является сквозной, по этому Вы начинаете изучение данного раздела с темы № 5.

В конце каждой темы предлагаются основные термины по рассматриваемой проблеме, а также примерные темы для самостоятельного углубленного изучения (подготовка научных сообщений и рефератов, выступлений на творческих семинарах и научных конференциях).

Автор выражает глубокую благодарность за предоставленные материалы доценту Федоровой Ф.Ш., с участием которой подготовлены темы 6 и 7.

Автор благодарен за советы и помощь в подготовке данного раздела сотрудникам кафедры: профессору Ильенковой С.Д., доценту Ахмадееву П.Ф., доценту Берлину А.Д., доценту Рачковской И.А., инженеру Семеновой Е.В., инженеру Слесаревой Я.Ю.

Автор признателен рецензенту данного издания профессору Румянцеву А.Ф. за ценные рекомендации и критические замечания в процессе подготовки рукописи к изданию.



Тема 5.  Экономические ресурсы фирмы

План

1.  Роль и значение ресурсов в деятельности фирмы.

2.  Экономические ресурсы: основные понятия и категории.

3.  Состав и классификация ресурсов.

1. Роль и значение ресурсов в деятельности фирмы

В процессе изучения раздела I данного курса лекций мы последовательно изучали общие статические характеристики фирмы как основного хозяйствующего субъекта рынка: ее цели и задачи, условия функционирования во внешней среде, основные функции, типы организационных структур и принципы управления. Причем, при внимательном чтении можно было обратить внимание, что на протяжении всех четырех тем неоднократно использовался термин "ресурсы", однако без анализа его сущностного содержания.

Эта известная и вполне понятная, на первый взгляд, категория занимает в системе общих характеристик фирмы одно из ключевых мест и имеет фундаментальное значение для дальнейшего анализа.

Рассмотрим роль и значение ресурсов в деятельности фирмы с позиции тех методологических принципов, которые мы ранее положили в основу изучения фирмы.

Для этого обобщим и кратко систематизируем наше общее представление об этой категории на основе уже изученного материала.

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

К ним относятся:

¨  Ресурсы.

¨  Зависимость от внешней среды.

¨  Горизонтальное разделение труда.

¨  Подразделения.

¨  Вертикальное разделение труда.

¨  Необходимость управления.

 
Первое.  Нами был выдвинут тезис о том, что все хозяйствующие субъекты предпринимательской деятельности независимо от размера, сферы деятельности и типа собственности с точки зрения теории организации все предпринимательские структуры (фирмы) являются сложными организациями и всегда обладают ресурсами, зависимы от внешней среды, осуществляют горизонтальное и вертикальное разделение труда и имеют общие для всех базовые характеристики[1].

Раздел 1, с. 27.

Скругленный прямоугольник:  Таким образом, ресурсы — это наипервейшая, неотъемлемая и постоянно данная характеристика, свойственная любой фирме —независимо от ее размера, сферы деятельности и формы собственности.
 


Второе.  Системный, комплексный подход к изучению фирмы, реализуемый в нашем курсе[2], позволил увидеть фирму как целостную систему не только в единстве всех составляющих ее частей, но и во взаимосвязи с внешней средой.

Раздел 1, с. 37.

В такой трактовке фирмы ресурсы являются входами в систему, обработка или преобразование которых позволяет на выходе получить искомый результат (продукцию, услуги и т. д.)

Скругленный прямоугольник:  Таким образом, фирма как открытая система полностью зависима от ресурсов — входов в систему, которые в совокупности обеспечивают начало ее производственно-хозяйственной деятельности.
 


Третье. Как отмечалось ранее в ходе анализа внешней среды фирмы[3], необходимость обеспечения ее ресурсами оказывают огромное влияние на структурирование внешней среды и формируют различные соответствующие рынки ресурсов:

¨  рынок снабжения;

¨  рынок труда;

¨  финансовый рынок.

Раздел 1, с. 62.

Взаимодействие рынков ресурсов непосредственно с фирмами

Похожие материалы

Информация о работе