Экономика фирмы: Курс лекций. Раздел III. Экономические затраты и результаты

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Кафедра экономики предприятия и основ предпринимательства

курс лекций

Часть II. Экономическое поведение фирмы в краткосрочном периоде

Раздел  III. Экономические затраты и результаты

 

"ТЕИС"

Москва

1998


Содержание

Часть II.

Экономическое поведение фирмы в краткосрочном периоде.

Раздел III.

Экономические затраты и результаты.

Лекция 9.

Издержки производства и себестоимость продукции.

4

1.  Понятие издержек и себестоимости продукции. Роль информации о затратах для принятия управленческих решений и финансовых решений.

4

2.  Виды группировки затрат.

8

3.  Классификация затрат.

13

4.   Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

20

5.   Соотношение прибыли, затрат и объема продаж: аналитический аспект.

24

Лекция 10.

Формирование и распределение прибыли фирмы.

28

1.  Понятия, показатели и методы измерения прибыли фирмы.

28

2.  Модель формирования и распределения прибыли.

35

3.  Использование прибыли фирмы.

37

Лекция 11.

Налогообложение  фирмы.

42

Часть II.

Экономическое поведение фир-мы в краткосрочном периоде.

Раздел IV.

Экономические затраты и результаты


Тема 9. Издержки производства и себестоимость продукции

План

1.   Понятие издержек и себестоимости продукции. Роль информации о затратах для принятия управленческих решений и финансовых решений.

2.   Виды группировки затрат.

3.   Классификация затрат.

4.   Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

5.   Соотношение прибыли, затрат и объема продаж: аналитический аспект.

1. Понятие издержек и себестоимости продукции. Роль информации о затратах для принятия управленческих и финансовых решений

Любая производственная система в процессе функционирования потребляет ресурсы. Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме характеризуют издержки ее производственно-хозяйственной деятельности. Возмещение издержек в каждом производственном цикле является необходимым условием процесса воспроизводства.

Фирма потребляет ресурсы, осуществляя не только производство, но и другие виды операций (купля-продажа имущества, валютные операции, операции с ценными бумагами, кредитные операции и т.п.).

В составе общих издержек (затрат) выделяют затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Они составляют экономическую основу формирования себестоимости производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Информация о затратах фирмы является важнейшим информационным ресурсом управляющей системы.

Правила ее формирования определяются управляющей структурой в соответствии с целями управления и сферами использования информации возможностями ее получения и обработки.

В условиях централизованного государственного управления руководством предприятиями существовала единая, жесткая система управления затратами. Она обеспечивала:

¨ получение данных о затратах на производство каждого вида продукта для целей государственного централизованного ценообразования:

¨ контроль за рентабельностью производимой продукции (работ, услуг) и соблюдением плановых заданий по уровню затрат;

¨ оценку эффективности организационно-технических мероприятий по снижению затрат предприятия;

¨ обеспечение сопоставимости данных о затратах для сравнительного анализа на отраслевом и народнохозяйственном уровне.

Роль управляющей системы самого предприятия была минимальной. Она сводилась преимущественно к разработке организационно-технических мероприятий по выполнению плановых заданий по снижению себестоимости продукции, введению учетных операций и расчетов плановых и фактических затрат в соответствии с утвержденной единой методикой.

Развитие рыночных отношений меняет содержание этой сферы деятельности. Появляются принципиально новые задачи, цели, возможности. Это, в свою очередь, ведет к кардинальному изменению подхода предприятия к информации о затратах. Управление стоимостью становится одной из основных функций руководства на всех уровнях управления. Покажем это на следующих примерах.

Рынок предоставляет хозяйствующим субъектам самостоятельность в вопросах установления цен на продукцию с учетом складывающегося спроса и предложения. В этих условиях фирма должна, прежде всего, сформировать уровень затрат, который сделает производство рентабельным, и далее организовать производство таким образом, чтобы обеспечить этот приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения.

Развитие фирмы, как правило, сопряжено со значительными дополнительными затратами ресурсов. Поэтому в ходе подготовки решений, связанных с реализацией различных

Похожие материалы

Информация о работе