МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В.ЛОМОНОСОВА
Кафедра экономики предприятия и основ предпринимательства
|
"ТЕИС"
Москва
1998
Содержание
Часть II. |
Экономическое поведение фирмы в краткосрочном периоде. |
|
Раздел III. |
Экономические затраты и результаты. |
|
|
|
|
Лекция 9. |
Издержки производства и себестоимость продукции. |
4 |
1. Понятие издержек и себестоимости продукции. Роль информации о затратах для принятия управленческих решений и финансовых решений. |
4 |
|
2. Виды группировки затрат. |
8 |
|
3. Классификация затрат. |
13 |
|
4. Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). |
20 |
|
5. Соотношение прибыли, затрат и объема продаж: аналитический аспект. |
24 |
|
Лекция 10. |
Формирование и распределение прибыли фирмы. |
28 |
1. Понятия, показатели и методы измерения прибыли фирмы. |
28 |
|
2. Модель формирования и распределения прибыли. |
35 |
|
3. Использование прибыли фирмы. |
37 |
|
|
|
|
Лекция 11. |
Налогообложение фирмы. |
42 |
|
||
|
||
|
||
|
Часть II. |
Экономическое поведение фир-мы в краткосрочном периоде. |
Раздел IV. |
Экономические затраты и результаты |
Тема 9. Издержки производства и себестоимость продукции
План
1. Понятие издержек и себестоимости продукции. Роль информации о затратах для принятия управленческих решений и финансовых решений.
2. Виды группировки затрат.
3. Классификация затрат.
4. Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
5. Соотношение прибыли, затрат и объема продаж: аналитический аспект.
1. Понятие издержек и себестоимости продукции. Роль информации о затратах для принятия управленческих и финансовых решений
Любая производственная система в процессе функционирования потребляет ресурсы. Затраты ресурсов, выраженные в денежной форме характеризуют издержки ее производственно-хозяйственной деятельности. Возмещение издержек в каждом производственном цикле является необходимым условием процесса воспроизводства.
Фирма потребляет ресурсы, осуществляя не только производство, но и другие виды операций (купля-продажа имущества, валютные операции, операции с ценными бумагами, кредитные операции и т.п.).
В составе общих издержек (затрат) выделяют затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Они составляют экономическую основу формирования себестоимости производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Информация о затратах фирмы является важнейшим информационным ресурсом управляющей системы.
Правила ее формирования определяются управляющей структурой в соответствии с целями управления и сферами использования информации возможностями ее получения и обработки.
В условиях централизованного государственного управления руководством предприятиями существовала единая, жесткая система управления затратами. Она обеспечивала:
¨ получение данных о затратах на производство каждого вида продукта для целей государственного централизованного ценообразования:
¨ контроль за рентабельностью производимой продукции (работ, услуг) и соблюдением плановых заданий по уровню затрат;
¨ оценку эффективности организационно-технических мероприятий по снижению затрат предприятия;
¨ обеспечение сопоставимости данных о затратах для сравнительного анализа на отраслевом и народнохозяйственном уровне.
Роль управляющей системы самого предприятия была минимальной. Она сводилась преимущественно к разработке организационно-технических мероприятий по выполнению плановых заданий по снижению себестоимости продукции, введению учетных операций и расчетов плановых и фактических затрат в соответствии с утвержденной единой методикой.
Развитие рыночных отношений меняет содержание этой сферы деятельности. Появляются принципиально новые задачи, цели, возможности. Это, в свою очередь, ведет к кардинальному изменению подхода предприятия к информации о затратах. Управление стоимостью становится одной из основных функций руководства на всех уровнях управления. Покажем это на следующих примерах.
Рынок предоставляет хозяйствующим субъектам самостоятельность в вопросах установления цен на продукцию с учетом складывающегося спроса и предложения. В этих условиях фирма должна, прежде всего, сформировать уровень затрат, который сделает производство рентабельным, и далее организовать производство таким образом, чтобы обеспечить этот приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения.
Развитие фирмы, как правило, сопряжено со значительными дополнительными затратами ресурсов. Поэтому в ходе подготовки решений, связанных с реализацией различных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.