Экономика фирмы: Курс лекций. Раздел 1. Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции и структура

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Рецензент:  профессор А.Ф. Румянцев

Экономика фирмы: Курс лекций для бакалавров. Раздел 1. ¾ М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.

© Н.П. , 1998


С    о    д    е    р    ж    а    н    и    е

Раздел I.

Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции и структура

 
 

Введение

4

Тема 1.

Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности

6

 

1. Задачи и содержание курса "Экономика фирмы" в системе     подготовки бакалавров и магистров

6

 

2. Сущность и характер современного предпринимательства

13

 

3. Виды и классификация фирм

18

 

4. Фирма как сложная организационная система

22

 

 

Тема 2.

Внешняя среда фирмы. Экономическая устойчивость предпринимательских структур

30

 

1.  Характеристика внешней среды функционирования фирмы

30

 

2.  Основные факторы внешней среды, их влияние на условия и  результаты предпринимательской деятельности

33

 

3. Экономическая устойчивость фирмы: понятие и критерии  оценки

39

 

4. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

42

 

 

Тема 3.

Модель функционирования фирмы в рыночной среде

47

 

1.  Общая структура модели фирмы рыночного типа

47

 

2. Основные функциональные сферы деятельности фирмы:

2. 1. Маркетинг

2. 2. Производство и научно-техническое развитие             

2. 3. Материально-техническое обеспечение

2. 4. Финансовое хозяйство и учет

2. 5. Управление персоналом

50

50

56

60

63

65

 

 

Тема 4.

Организационная структура фирмы и принципы управления

70

 

1. Сущность и этапы построения организационных структур

70

 

2. Виды организационных структур:

2. 1. Бюрократические (механистические) структуры

2. 2.  Дивизиональные  структуры

2.     2. 3. Программно-целевые структуры

71

71

74

78

 

3. Формирование уровней управления

82

 

4. Принципы и методы организации управления фирмой

86

 

В в е д е н и е

Учебный курс "Экономика фирмы" предназначен для студентов III курса экономического факультета МГУ, обучающихся по специальности "экономика". Данный курс является обязательным, читается в V семестре, рассчитан на 68 часов, в т.ч. 34 часа ¾ лекции, 34 часа ¾  семинарские занятия.

Особенностью предлагаемого курса является то, что в отличие от других функциональных экономических дисциплин (бухучет, финансы и др.), углубленно рассматривающих отдельные специализированные области экономического знания, курс "Экономика фирмы" является интегрирующим и ставит своей целью получение системного, целостного представления о фирме как основном субъекте предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства.

Автор надеется, что в результате изучения данного курса студенты смогут:

¨  глубоко осмыслить и усвоить основные идеи, принципы и закономерности функционирования фирмы рыночного типа независимо от ее вида деятельности, общественной формы и размера;

¨  научиться понимать природу экономического поведения фирмы в различных временных горизонтах на основе общих закономерностей и принципов рынка;

¨  получить практические навыки по постановке целей, задач и организации предпринимательства, моделированию и самостоятельному принятию эффективных управленческих решений.

В процессе обучения и по его итогам осуществляются следующие формы контроля:

¨  промежуточный контроль: в форме теста ¾ 2 раза в семестр, в     форме письменной контрольной работы ¾ 1 раз в семестр;

¨  итоговый контроль: письменный экзамен в форме теста;

¨  итоговая оценка:выставляется по результатам экзаменационной работы и текущей успеваемости в течение семестра.

В целях наиболее эффективного обучения по данному курсу кафедра экономики предприятия и основ предпринимательства обеспечивает студентов комплектом учебных материалов:

¨  Экономика фирмы. Курс лекций для бакалавров (I, II, III, IV разделы).  ¾  М., 1998.

¨  Практическое пособие к семинарским занятиям по курсу "Экономика фирмы" (I, II, III, IV разделы).  ¾  М., 1998.

Издание учебных материалов осуществляется по разделам, и, таким образом, на протяжении V семестра студенты получают их в такой последовательности:

Раздел I.  Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции и  структура.

Раздел II.   Ресурсное обеспечение фирмы.

Раздел III.  Экономические затраты и результаты.

Раздел IV.  Экономическая стратегия развития фирмы.

В конце каждой темы предлагаются основные термины по рассматриваемой проблеме, а также примерные темы для самостоятельного углубленного изучения (подготовка научных сообщений и рефератов, выступлений на творческих семинарах и научных конференциях).

Автор выражает благодарность за ценные рекомендации и помощь в подготовке данного раздела сотрудникам кафедры: профессору Третьяк О.А., доценту Ахмадееву П.Ф., доценту Федоровой Ф.Ш., доценту Савченко И.В., с.н.с., к.э.н. Полухиной Е.А., с.н.с., к.э.н. Поповой В.Г., инженеру Семеновой Е.Б., инженеру Слесаревой Я.Ю.

Автор признателен рецензенту данного издания профессору Румянцеву А.Ф. за критические замечания, существенно повлиявшие на позицию автора по отдельным научным дискуссионным проблемам.

Тема 1.     Фирма как основной субъект   предпринимательской деятельности

План

1.  Задачи и содержание курса "Экономика фирмы"  в системе подготовки бакалавров и магистров.

2.  Сущность и характер современного предпринимательства.

3.  Виды и классификация фирм.

4.  Фирма как сложная организационная система.

1.  З а д а ч и   и   с о д е р ж а н и е   к у р с а    

 "Э к о н о м и к а   ф и р м ы"   в   с и с т е м е  

 п о д г о т о в к и    б а к а л а в р о в    и   м а г и с т р о в

Современный период развития российской экономики характеризуется многоукладностью, сложившейся в результате перехода от административно-командной системы к рыночному хозяйству, возникновением и развитием целого ряда принципиально новых для нас форм предпринимательской деятельности.

Такие изменения в экономике обусловливают необходимость качественно новых подходов к подготовке предпринимательских кадров, которые призваны не только овладевать новыми знаниями, но и научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этих знаний ¾ постижение основ и правил экономического

Похожие материалы

Информация о работе