Планирование и экономическое обоснование проекта по международному сбыту подержанных автомобилей, страница 3

Этап цикла

Характеристика для проекта «Imex global auto»

H (Hypothesis / гипотеза)

Продажа автомобилей с пробегом класса «A» и «B» на рынке стран Восточной Европы и ближайшего Зарубежья с поставкой из России является прибыльной

A (Action / действие)

Market research, первые продажи

D (Data / информация)

Объем продаж, уровень издержек, маржинальность и прибыльность

I (Insights / инсайты)

Решение об открытии постоянного представительства на территории на рынке Румынии

В целом, на отечественном рынке подержанных автомобилей наблюдается положительная динамика. Общий объем данного сегмента в денежном выражении составил 415.2 млрд. рублей в 2016 году. В сравнении с 2015 годом был зафиксирован рост на 6%[4]. В марте 2017 года объем рынка машин с пробегом показал рост на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В натуральном выражении увеличение продаж за первый квартал 2017 года составило 1,13 миллионов штук (+1,4%) относительно первого квартала 2016 года[5]. На основе этих данных можно посчитать базовые рыночные параметры проекта (SOM, SAM, TAM и PAM) для его актуализации.

SOM (реально достижимый объем рынка) – это объем рынка (доля от SAM), который проект намерен и способен занять в соответствии с программой развития и конкурентных ожиданий.

SAM (доступный объем рынка) – клиентский сегмент или объем рынка (доля от ТАМ), в рамках которых потребитель готов купить продукты или услуги аналогичные с продуктами и услугами проекта.

TAM (общий объём целевого рынка) – оценка объема клиентов на целевом рынке, которые реально нуждаются в продуктах или услугах, находящихся в той же категории продуктов/услуг, которые выпускает/оказывает проект.

PAM (потенциальный объем рынка) – это глобальный рынок, не ограниченный географией или другими факторами.[6]

Для расчета показателей необходимо определить базовый TAM проекта, это произведено в таблице ниже:

Таблица 2: Определение TAM проекта

Потребность

Продукт проекта

Категория продуктов (SAM)

TAM проекта

PAM проекта

Покупка транспортного средства с пробегом в оптимальной комплектации по минимальной стоимости

Клиентский сервис по международным подбору, продаже транспортных средств с пробегом, сопровождению и клирингу сделок

Подержанные автомобили

Автомобильный рынок Российской Федерации

Объем мирового рынка автомобилей

Таким образом, общий объем целевого рынка равен в 2016 году в натуральном выражении равен 93 миллионам штук[7]. Соответственно, исходя из данной цифры можно рассчитать дальнейшие показатели. Так как старт проекта «Imex global auto» запланирован на рынке Российской Федерации, SAM определен как объем отечественного рынка автомобилей с пробегом: по итогам 2016 года он составил 5 млн 193,2 тысячи штук[8]. Для расчета следующей показателей необходимо выделить ключевых конкурентов на целевом рынке и рассчитать объем их продаж. По результатам 2016 года совокупный объем продаж подержанных автомобилей на российском рынке составил 21255 штук[9]. Его структура представлена в Таблице 3.

Таблица 3: Объем продаж конкурентов[10]

Соответственно, SOM проекта «Imex global auto» составляет 4 980 645 штук (SAM, скорректированный на величину предложения конкурентов).

Для конкретного определения характеристик, установку проекта следует провести согласно SMART-методики – комплексному подходу к анализу и характеристике поставленных целей[11]. Характеристика проекта «Imex global auto» приведена в Таблице 4:

Таблица 4: SMART-установка проекта