Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 21

2. Почему без использования социологических аспектов права очень сложно реализовать концепцию правового государства и гражданского общества?

I. Предмет социологии права.

1. Почему развитие такой социологической отрасли знания как "социология права" во времена существования командно-административной системы управления в российском обществе тормозилось?

2. Чем объяснить, что интерес к социальной проблематике права на современном этапе развития нашего общества повышается?

3. Как доказать, что формирование новой экономической и политической структур немыслимо без коренной, глубокой реформы правовой системы, что предопределяет необходимость соответствующего социологического обеспечения?

4. Каким образом социология права соприкасается, а по отдельным направлениям и совпадает с такими научными дисциплинами как правоведение, философия права?

5. Почему фактические отношения, требующие правового урегулирования, отражаются в виде интересов, мотивов и целей в сознании людей?

6. Как доказать, что между социальными и правовыми отношениями существует прямая и обратная связь?

7. Как доказать, что социальные факторы, взаимодействующие с правовыми явлениями, а также механизм и закономерности такого взаимодействия составляют предмет социологии права?

II. Социальная обусловленность права.

1. В каком случае та или иная норма права при ее применении не дает желательного результата?

2. Каким образом различаются и что общего у понятий: "правотворчество" и "законотворчество"?

3. Как доказать, что правоприменительная и законодательная деятельность могут рассматриваться как разновидности принятия управленческих решений, как выработка и реализация общезначимых правил поведения, что является одной из главных функций социального управления?

4. Почему такие вопросы, как неиспользование гражданами своих прав вследствие неосведомленности о них; незнание механизма использования этих прав; отсутствие достаточного уровня политической и правовой культуры; отсутствие квалификации должностных лиц либо их равнодушие к людям следует решать в российском обществе незамедлительно?

5. Чем объяснить, что группы общественных отношений, вызывающие потребность в правовом регулировании, и соответствующие социальные интересы; общественные отношения, стимулирующие, тормозящие, видоизменяющие развитие правотворческой деятельности; общественное мнение, в совокупности характеризуют проблему социальной обусловленности права?

6. Чем объяснить, что общественное отношение становится правоотношением не всегда посредством издания закона, оно может стать таковым и при наличии одного только договора (например: международное право)?

7. Как доказать, что закон и право - понятия нетождественные?

8. В каком случае мы говорим, что правовая норма "осталось мертвой буквой"?

9. Каким образом различаются понятия: "нормы-цели" и "нормы-рамки"?

10. Почему создание права есть открытие объективной потребности общества в закреплении общественных отношений и принятии законодателем соответствующей юридической нормы?

11. Как доказать, что процесс уголовно-правовой оценки есть не что иное, как определение реальной общественной опасности того или иного посягательства на установленный общественный порядок?

12. В каком случае возможна ошибочная оценка общественной опасности деяния?

13. Каким образом взаимосвязаны социальные факторы, влияющие на правотворческую деятельность: экономические, экологические и другие?

14. Чем объяснить, что заметное влияние на правотворческую деятельность и содержание правовых актов оказывают: политико-правовой, идеолого-психологический, социокультурный, национальный и межнациональный факторы?

15. Как доказать, что вышеназванные факторы влияют на правоприменительную деятельность через: комплекс социально-экономических условий; тип отношений, сложившихся в данном правоохранительном органе; тип личности правоприменителя?