Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 16

2.Как доказать, что К.Маркс дал глубокое обоснование классовой структуре общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений?

3. Почему в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К.Маркса, дается разбор его теории классов?

4. Каким образом собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих факторов оказывают влияние на иерархию в обществе (по М.Веберу)?

5. Вследствие чего М.Вебер утверждал, что собственники – это «позитивно привилегированный класс», а «негативно привилегированный класс» - это те, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке?

6. Как доказать, что именно социальные различия между людьми порождают социальное неравенство в обществе, а естественные различия сами по себе не порождают его, но, подчиняясь логике классовых отношений, приобретают смысл социального неравенства?

7. Почему метод классового подхода к анализу общества нельзя абсолютизировать?

III. Стратификационная теория общества и теория социальной мобильности.

1. Почему современные отечественные социологи и политологи, не отказываясь от классового анализа общества, не оспаривая его правомерности в целом, обращают пристальное внимание на теорию социальной стратификации и мобильности?

2. Как доказать, что физико-генетическая стратификационная система особенно сильно проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства?

3. Чем объяснить, что неравенство людей при рабовладельческой стратификационной системе детерминируется не физическим, а военно- физическим принуждением?

4. Почему возможности социальной мобильности крайне ограничены при кастовой стратификационной системе?

5. Каким образом различаются социальные группы друг от друга при наличии сословной стратификационной системы?

6. В каком случае наблюдается некоторое сходство сословной и этакратической стратификационной систем и каким образом они различаются?

7. Как доказать, что этакратическая стратификационная система была присуща советскому обществу?

8. Почему социально – профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти в любом обществе со сколько – либо развитым разделением труда?

9. Как доказать, что классовое членение общества является лишь частным случаем социальной  стратификации?

10. Чем объяснить, что при культурно–символической стратификационной системе дифференциация общества возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем сакрального знания (мистического или научного)?

11. Каким образом строится  дифференциация общества при культурно  - нормативной системе?

12. Почему понятие «элита» не является принадлежностью только какой – то одной социальной сферы жизни человека?

13. Каким образом можно определить понятия: «горизонтальная социальная мобильность» и «вертикальная социальная мобильность»?

14. Как доказать, что в отличие от закрытого общества, в открытом обществе социальная мобильность в целом способствует стабильности и в то же время динамизму его?

IV. Тенденции и перспективы развития социальной структуры современного общества.

1. Чем объяснить, что в социально -  классовой структуре современного общества происходят количественные и качественные изменения?

2. Каким образом можно определить понятие «русская патологическая урбанизация»?

3. Вследствие чего в российском обществе происходят изменения в демографическом составе населения?

4. Почему в современном мире маргинальный статус стал уже не столько исключением, сколько нормой существования значительной части людей?