Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 10

9.  Вследствие чего, по мнению Э.Дюркгейма, социология должна занимать центральное место среди общественных наук?

10.  Каким образом различаются понятия: «механическая солидарность» и «органическая солидарность»? (по Э.Дюркгейму)

11.  Как доказать, что теория М.Вебера, которая утверждает в качестве детерминирующей духовную сферу, в определенной степени является альтернативной теории К.Маркса?

12.  Чем объяснить, что М.Вебер в концепцию социального действия включает мыслительные процессы, утверждая, что действие имеет место в таком случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки?

13.  Каким образом М.Веберу удалось заложить основу теории социальной стратификации?

14.  Почему идею взаимосвязи мышления и общества, присутствующей в сочинениях К.Мангейма, можно считать главной?

15.  Как доказать, что в XIX в. – первой половине XX в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определены ее главные направления, методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества?

II.  Зарубежная социология во второй половине XX века.

1.  Почему негативной стороной теории структурного функционализма является нормативный детерминизм?

2.  В каком случае (по Э.Шилзу) все действующие системы сталкиваются с четырьмя важными проблемами: адаптации, целедостижения, интеграции и поддержания ценностного стандарта?

3.  Каким образом можно объяснить разнообразие доминирующих факторов, которые закладываются в основу общественного развития, по сформулированным американскими социологами и антропологами культурологическим теориям неоэволюционизма: Л.-Уайт придерживается концепции «технологического детерминизма» в культурной эволюции; Дж.Стюард – «многолинейной эволюции»; Дж. Мердок – «социальной организации?»

4.  Кроме разработанной Р. Мертоном «структурно-дисфункциональной» модели социальных изменений, существует целый ряд других – однофакторных и многофакторных моделей. Каким образом характеризуются эти модели?

5.  Каким образом Р. Дарендорф обосновывает тезис: «социальные конфликты имманентно присущи любому обществу»?

6.  Как доказать, что причины неудач, которые постигли как эмпирическую, так и макротеории общества, основанные на допущениях, свойственных естественным наукам, – это, в первую очередь, игнорирование сознательной творческой деятельности индивида в созидании и развитии социального процесса?

7.  Почему один из крупнейших современных культуроантропологов К. Леви-Стросс, изучая структуру мышления и быта первобытных народов, сделал вывод о том, что целью исследования общества является прослеживание того, каким образом «коллективное бессознательное» формирует символические структуры данного общества: его ритуалы, культурные традиции, речевые формы? Изучение же исторических и этнических фактов лишь шаг к постижению «коллективного бессознательного».

8.  В каком случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними (по П.Блау)?

9.  Почему некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия», «ролевой теорией»?

10.  Как доказать, что теория А.Шюца, в центре внимания которого были проблемы взаимопонимания людей, а также формирование общих восприятий и представлений о мире, составила фундамент «социологии обыденного знания» - одной из наиболее разработанных на сегодняшний день концепции феноменологической социологии?

11.  Чем объяснить, что социологи: А.Гоулднер, Р.Фридрихс, утверждающие, что социальный мир изменяется потому, что человек его познает, относятся к социологам нетрадиционного направления?

III. Социология в России в XIX – начале XX веков.

Каким образом отличаются школы русского объективизма (М.М.Ковалевский) и русского субъективизма (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев)?