Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 14

7.  Каким образом взаимодействуют между собой различные типы механизмов социальных изменений: эволюционный, революционный, имитационный и инновационный?

8.  Вследствие чего в социологии появляется два методологиески различных течения: социальный эволюционизм и социальный революционизм?

9.  Как доказать, что социальная эволюция (по Г.Спенсеру) является частью универсальной эволюции?

10.  Почему стадии поступательного развития общества (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная) находятся в диалектическом единстве?

11.  Каким образом различаются понятия: «эволюционные социальные изменения» и «революционные социальные изменения», что их объединяет?

12.  Почему Н.Я.Данилевский, русский социолог, подразделял все народы на исторические и неисторические в своей концепции «культурно-исторических типов» (КИТ)?

13.  Каким образом осуществляется взаимосвязь между четырьмя основополагающими элементами в культурно-историческом типе (по Н.Я.Данилевскому): религиозным, культурным, политическим и экономическим?

14.  Чем объяснить, что теория КИТ Н.Я.Данилевского послужила методологической основой славянофильской идеологии?

15.  Почему из восьми культурно-исторических типов, выделенных западным социологом О.Шпенглером, особый интерес для современных русских ученых представляет «русско-сибирский» тип («пробуждающаяся культура»)?

16.  Как доказать, что понятия: «культура» и «цивилизация» представляют собой «единство противоположностей»?

17.  Каким образом сочетаются три типа суперсистем (по П.Сорокину): спиритуалистическая, сенсуалистическая и идеалистическая?

18.  Вследствие чего П.Сорокин в качестве одного из источников изменений называет неполное состояние интеграции «суперсистем»?

19.  Каким образом теория КИТ П.Сорокина принципиально отличается от теории подобного типа О.Шпенглера и А.Тойнби?

20.  Как доказать, что процесс информатизации общества в современных условиях создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия?

21.  Почему в глобальном обществе (человечестве) как социокультурной целостности должны доминировать: информационное обогащение; приобретение нового знания через систему непрерывного образования; развитие самого человека-цели социального развития?

22.  Вследствие чего в современном мире перед человечеством встала проблема «выживания»?

23.  В каком случае можно обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, по словам А.Печчеи -основателя международного исследовательского центра «Римского клуба»?

24.  Почему произошли колоссальные изменения во второй половине 80-х –начале 90-х годов в Восточной Европе и на территории СССР, которые модифицировали характер течения глобальных процессов?

25.  Как доказать что, преемственность поколений носит циклический характер и определенным образом влияет на общий темп социального развития?

26.  Почему с середины ХХв. темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников?

27.  Вследствие чего большинство ученых рассматривают феномен «длинных волн» Н.Д.Кондратьева не только как экономический, но и как социальный, социально-психологический и исторический?

28.  Почему существенные технологические изменения требуют формирования новых социальных норм, ролей, ценностей в обществе?

29.  Как доказать, что в разных странах мира в последние два-три столетия существенным фактором социальных изменений стала идеология, а все социальные изменения, в свою очередь, меняют идеологию?

III Социальное  развитие и социальный прогресс.

1.  Каким образом различаются понятия: «социальное изменение» и «социальное развитие», что общего между ними?

2.  Как доказать, что результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта?