Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 17

5. Как доказать, что сегодня в России в результате роста деклассированных слоев, вызванного кризисным состоянием общества и безработицей, существует реальная угроза уголовного террора?

6. Каким образом можно определить понятие «бюрократизм» как международное явление?

7. Почему рыночные отношения, формирующиеся в российском обществе,  серьезное влияние оказывают на социальную структуру?

8. Как доказать, что социальная структура общества отражает социальное положение человека в этом обществе?

9. Почему социальная структура общества складывается под влиянием не только объективных тенденций развития рыночных отношений, но и под влиянием изменений, происходящих в общественном сознании?

10. Каким образом процесс легализации теневой экономики вносит существенные изменения в социальную сферу?

Тема 5. Процесс социализации личности.

I. Методологические аспекты социализации личности.

1.  Каким образом различаются понятия: «социализация», «воспитание», «обучение», «образование» и в чем их единство?

2.    Как доказать, что предпосылками, составляющими суть вхождения индивида в общество, являются социальные условия его жизни, общественные отношения, деятельность человека, посредством которой он изменяет социальную сферу и свою собственную сущность, свои идеалы, взгляды, поступки?

3.      Чем объяснить, что в процессе социализации формируется личность человека как носителя социальных отношений?

4. Почему изучение социальной среды, реальных общественных отношений и деятельности индивида дает возможность анализировать процесс социализации в динамике?

5. Каким образом различаются два аспекта в процессе социализации личности: социологический и социально-психологический и что их объединяет?

6. Почему в отечественной социальной психологии в качестве основания классификации стадии социализации личности берется отношение человека к трудовой деятельности?

7. Каким образом осуществляется процесс социализации личности по стадиям: ранней социализации; стадии обучения; стадии социальной зрелости; стадии завершения жизненного цикла (по Я.И.Гилинскому)?

8.  Как доказать, что студенчество – одна из важнейших социальных групп общества и проблемы социализации этой группы крайне актуальны?

II. Анализ типов и моделей социализации

1. Вследствие чего индивид включается в комплексную систему социализации, отражающей основную сферу его жизнедеятельности и представляющую собой диалектическое единство экономической, политической, духовной и собственно социальной социализации?

2. Каким образом в процессе социализации формируется политическое сознание индивида?

3. Чем объяснить, что духовная социализация человека способствует осознанию и восприятию человеком тех культурных ценностей, которые накопила и продуцирует общество, а также помогает находиться в постоянном деятельном поиске, смысла бытия и собственной жизни?

4 Как доказать, исходя из принципа социальной детерминации и принципа деятельного (само) отождествления, что индивид, находясь в реальной социальной действительности, осваивает не только ближайшую микросреду, но и всю систему общественных отношений?

5. В каком случае грань между политическим и социальным, между государством и обществом стирается?

6. Почему вера в безграничные возможности политических средств регулирования социальных отношений приводит к вытеснению механизма общественной саморегуляции?

7.Чем объяснить, что, зная свое положение в иерархии властной структуры, личность в тоталитарном режиме никогда не стремится изменить свое представление о властной структуре и модели социализации личности.

8. Как доказать, что при авторитарном режиме общество рождает авторитарную модель социализации личности, важнейшим феноменом которой является отчуждение от политики, от  прав человека?

9. Когда в обществе любая политическая проблема подвергается многократному обсуждению, у людей массово формируются такие качества как безответственность и  демагогия? Почему?