Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 2

Тема 8 Социология отклоняющегося поведения и социальный контроль. 53

Введение. 53

I Сущность процесса девиации. 53

II Социальные причины девиантного поведения человека. 54

III Социальные институты в системе профилактики девиантного и делинквентного  поведения. 56

IV Механизм социального контроля. 56

Заключение. 58

Тема 9. Социология конфликта. 58

I. Социальный конфликт как объект изучения специальной  социологической теории. 58

II. Построение специальной социологической теории конфликта. 59

Тема 10 Методология, техника и методика социологического исследования  62

I. Классификация социологического исследования. 62

II. Программа и план социологического исследования. 63

III. Методика и техника проведения социологического исследования. 64

IV. Интерпретация социологических данных и оформление результатов исследования. 66

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 68


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЯ

I. Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств: Чувственное познание протекает в трёх основных формах: ощущение, восприятие, представление. Оно даёт нам знание об отдельных предметах, их внешних свойствах. Для того чтобы проникнуть в сущность вещей, необходимо сделать обобщения восприятий и представлений. Такое познание невозможно без абстрактного мышления.

Благодаря способности к абстрагированию, мышление по сравнению с чувственным познанием, является высшей формой отражения человеческой деятельности и социальной жизни.

В целом же процесс познания включает в себя чувственное познание, логическое познание (абстрактное мышление) и практику.

Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение, умозаключение. Различные предметы отражаются в мышлении человека в виде определённой связи их существенных признаков, что даёт возможность выражать их в логических определениях понятий. Суждение же представляет собой определённый способ отражения отношений предметов социальной действительности в мыслях, в формах утверждения или отрицания. Способом связи между суждениями является умозаключение.

В учебном процессе логика в целом (диалектическая логика в особенности) применяется как метод социального мышления через логические категории, понятия, суждения, умозаключения, утверждения и отрицания относительно экономических, социальных, правовых и других категорий. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование повышает культуру мышления, способствует взаимопониманию между людьми. “Понять значит выразить в форме понятий“. ”Итоги естествознания суть понятия, а искусство оперировать с понятиями не прирожденно, а есть результат 2000-летнего развития естествознания и философии”[1]. … «Спорить о словах, конечно, неумно,… но надо выяснить точно понятия, если хотеть вести дискуссию»[2]. 

Какова же структура понятия? Содержание (существенные признаки рода – качество) и объём (различные виды – количество): два элемента структуры понятия. Иначе говоря, содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объёмом понятия.

Содержание и объём понятия тесно связаны между собой. Эта связь выражается в логическом законе обратного отношения между объёмом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведёт к образованию другого понятия с меньшим объёмом и наоборот.

Для того чтобы высказать определённое суждение, оперируя определёнными понятиями, необходимо проделать с этими понятиями логические операции. Сначала следует определить содержание и объём одного понятия, затем – содержание и объём другого понятия и, наконец, найти прямую и обратную связь между ними.

В данном пособии мы сделали попытку представить учебную дисциплину «Социология» в понятиях, определив их по содержанию и объёму, и в суждениях, представив к каждой теме курса проблемные вопросы-суждения.