Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 15

3.  Почему при рассмотрении понятия «социальный прогресс», видимо, прежде всего необходимо выделить некоторые сферы социальной жизни: искусство, религия, философия, наука, техника и т.д.?

4.  Каким образом можно определить понятия: «социальный прогресс», «социальный регресc», «социальное развитие»?

5.  В каком случае возникают так называемые «тупиковые линии развития», приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм, структур, цивилизации?

6.  Чем объяснить, что наиболее предпочтительными являются позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл?

7.  Почему для оценки социальных изменений, социального развития, квалификации их в качестве прогресса или регресса вырабатывается целая система социальных показателей?

8.  Каким образом понятие «социальное движение» связано с понятиями: «социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс»?

9.  Каким образом объясняет механизм возникновения социальных движений английский социолог У.Рансимен?

10.  В каком случае социальное движение признается властями и оппонентами, достигает своих целей?

11.  Когда социальное движение может достичь своей цели, но не признается другими социальными субъектами?

Заключение.

1.      Почему большинство современных социологов выступает против абсолютизации какого-либо единственного или доминирующего фактора, вызывающего социальные изменения?      

Тема 4. Общество и социальные теории структуры общества.

Введение

1. Как доказать, что человеческое общество имеет определенную социальную структуру и каким-то образом упорядочено?

I. Основные дефиниции общества и условия его жизнедеятельности.

1. Каким образом различаются концепции  общества: «сетевая» концепция и «групповая» теория?

2. Как доказать, что системный подход, основной задачей которого является объединение знаний об обществе в целостность, может стать единой теорией общества?

3. Вследствие чего социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития?

4. Почему общество представляется как социальная система, а входящее в нее подсистемы: экономическая, социальная, политическая и идеологическая находятся в диалектическом взаимодействии?

5. Чем объяснить, что социальная система сохраняет стабильность, так как содержит в себе элементы социального контроля: политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы?

6. Каким образом различаются законы природы и законы общества?

7. Как доказать, что определяющим фактором общественного развития является характер взаимодействия человека с естественной экологической средой?

8. Почему нарушения экологических действий человека может обрушится на общество и привести человечество к экологической катастрофе?

9. Каким образом сочетаются естественные и исторические условия жизнедеятельности общества и человека?

10. Чем объяснить, что человек, в противоположность низшим животным, является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности?

11. Почему деятельность человека, в какой бы сфере жизни она ни осуществлялась, всегда носит не индивидуальный, а социальный характер?

12. Каким образом определяется в социологии понятие «социальная деятельность»?

13. Как доказать, что главная особенность социально – исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которая в то же время выступает субъектом деятельности?

14.  Каким образом определяют социологи понятие: «экономический детерминизм», «демографический детерминизм», «социальный детерминизм», «экологический детерминизм»?

II.  Социально – классовая теория структуры общества.

1. Каким образом В.И.Ленин, используя теорию социальной структуры К.Маркса, определяет основные признаки класса?