Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 11

1.  Как доказать, что социологические идеи о том, что социология должна изучать законы, управляющие всеми явлениями в обществе, а именно: социально-биологические, социально-психологические и социальные – были направлены на развитие идеи прогресса общества (Н.И.Кареев)?

2.  Почему современных социологов привлекают идеи отечественного ученого Е.де Роберти, который считал понятие «надорганическое» центральной категорией социологии, утверждая, что это – высшая социальная форма мировой энергии и продукт психического взаимодействия?

3.  Как доказать, что тезис А.А.Богданова «социальное бытие и социальное сознание – одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу» имеет свое продолжение в работах ученых, наших современников?

4.  Почему Н.М.Коркунова считают социологом, положившим начало для развития юридической социологии?

5.  Каким образом различаются понятия: «позитивизм 60-ых годов XIX в.» и «неопозитивизм н. XX в.»?

6.  Чем объяснить, что ученик М.М.Ковалевского, основателя русской социологической школы, П.А.Сорокин пришел к выводу, что социальная мобильность способствует умственной гибкости и разносторонности интеллекта человека и одновременно порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции и моральному падению человека?

7.  Каким образом В.И.Ленин, не дав законченной концепции социологии, использовал идеи марксистской социологической теории?

8.  Как доказать, что российская социологическая мысль XIX – начала ХХ вв. по своим методологическим установкам и теорией не уступала зарубежной, отличаясь даже от последней гуманистическими идеалами, синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией?

9.  Почему социология в послеоктябрьский период наряду с формированием некоторых отраслей социологических знаний оставалась в целом на низком уровне своего развития?

III.  Развитие современной социологической науки.

1.  Вследствие чего в современном обществознании, науках о человеке и обществе, в массовом общественном сознании стали актуальными анализ развития классического социологического знания и возникновение его неклассических моделей, существование классической и неклассической социологии?

2.  Как доказать, что административно-социалистическая реализация гуманизма и рыночно-капиталистическая его модель поставили «экономического человека» на край гибели?

3.  Каким образом в системе научного знания нового времени сочетаются пять доминирующих картин мира и способов его познания (схоластическая, мифологическая; механическая; статистическая; системная; диатропическая)?

4.  Чем объяснить, что целостное осмысление единства человека, общества и природы; материального и духовного способствуют переходу истории из ее классического этапа в постклассический?

5.  Как доказать, что русская культурно-философская традиция и человека, и социум рассматривает как неотъемлемую часть природы и космоса?

Заключение.

1. Почему вопросы истории возникновения и развития  современной социологической науки всегда находились и находятся в поле зрения не только социологов, но и историков, философов, а также представителей других наук?

Тема 2. Объект и предмет социологии и ее место в

системе  общественных наук.

Введение.

1.  Каким образом различаются понятия: «объект науки» и «предмет науки»?

I.  Объект и предмет социологии.

1.  Почему продолжает иметь место распространенное мнение о социологии как мультипарадигмальной науке, в которой возможно сосуществование различных парадигм социальной реальности?

2.  Как        доказать,     что    интегральная     модель  социальной   реальности, представленная в виде взаимодействия четырех уровней: макрооъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного – заслуживает особого внимания?