Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 19

8.  Почему некоторые социологи утверждают, что процесс социализации личности для рабочего слоя основан на принципе подчинения, а для среднего слоя -  на принципе интереса?

9.  Как доказать, что чем выше экономический уровень, тем в большей мере процесс социализации личности принимает демократический характер?

10.  Каким образом осуществляется процесс социализации личности через систему социальных институтов: семьи, экономики, политики, образования, религии?

Заключение

1.  Почему в качестве основного критерия классификации моделей социализации личности выступает превалирование тенденций, определяющих суть политических режимов: взаимосвязь ведущих элементов политической системы; противоречия между гражданским обществом и государством, и пути их разрешения; механизм осуществления государственной власти?

2.  Чем объяснить, что формирование у человека новых социальных и духовных качеств завершается стабилизацией его поведения, но уже на новом уровне, применительно к новой социальной сфере?

Тема 6. Социология семьи.

Введение.

1. Почему социология семьи считается теорией среднего уровня?

I. Семья как социальная группа и важнейший социальный институт.

1. Каким образом различаются понятия: "семья - социальная группа", "семья - социальный институт"?

2. Почему в отечественной и зарубежной социологии предпринимаются попытки совместить микро - и макроуровни анализа семьи?

3. Чем объяснить, что из всей системы основных социальных институтов социологи выделяют социальный институт "семья"?

4. Как доказать, что семья является элементарной "клеточкой", моментом движения и развития человеческого общества?

5. Почему изменения в обществе следует видеть (по мнению К. Девиса) в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи?

6. Каким образом слова Ф. Энгельса о том, что определяющим моментом в истории является ступень развития труда, с одной стороны, а с другой, - семьи, могут служить методологической основой для исследования феномена "семья"?

7. Чем объяснить, что наличие супружества, родительства и родства в единстве позволяет социологам говорить о семье как системе, а вычитание одного из элементов этого единства приводит к появлению понятия "семейная группа"?

8. Каким образом периодическое оформление отношений между мужчиной и женщиной оказывает влияние на содержание понятия "семья"?

9. Как доказать, что брак - это традиционное средство формирования семьи и осуществления общественного контроля за ней, средство самосохранения и развития общества?

10. Каким образом сочетаются юридические и моральные нормы в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми?

11. Почему нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, весьма значимы?

12. В каком случае равенство между супругами как основа их взаимного уважения и дружбы подвергается испытаниям?

13. Когда выполнение семьей функций по воспитанию детей может успешно осуществляться?

II. Структура и функции семьи.

1. Как доказать, что внутренняя структура современной семьи - это не только ее количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей и отношений членов семьи?

2. Каким образом социологи различают понятия: "специфические функции семьи" и "неспецифические функции семьи"?

3. Почему существует общественная потребность в семье как социальной форме организации процесса рождения и социализации детей при личной мотивации людей в семейном образе жизни?

4. Почему формы социальной организации воспроизводства человека и общества, основанные на принуждении, а не на личных мотивах людей, не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле?