Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 13

8.  Каким образом три уровня процесса социального познания окружающей человека реальности должны отражать функции социологии как науки?

Заключение.

1.  Вследствие чего статус социологии в обществе отражает уровень научности социального управления?

2.  Как доказать, что изучение социологии будущими специалистами поможет им овладеть навыками ведения научно-исследовательской, организационной и управленческой деятельности?

3.  Почему формирование социального мышления является важнейшей задачей (целью) преподавания общественных, юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях России?

Тема 3. Система социологических категорий и теории

социальных изменений.

Введение.

1. Как доказать, что социология, опираясь на присущие многим наукам категории, конкретизирует их в своих наиболее общих понятиях?

Почему основные базисные социологические категории отражают процесс развития социальной системы?

I. Базисные категории социологии.

1.  Чем объяснить, что системообразующим качеством общества является его целостность?

2.  Каким образом различаются понятия: «гомогенные системы» и «гетерогенные системы»?

3.  Как доказать, что социальная значимость системы обуславливается ее социальным статусом, социальными функциями (ролями) и социальными нормами и ценностями?

4.  Каким образом различаются и в чем единство понятий: «естественная структура» и «социальная структура» общества?

5.  Почему социологи к наиболее развитому виду социальных систем относят социальные организации и социальные институты?

6.  Вследствие чего существует основание считать категорию «социальная организация» одной из основных в социологической науке?

7.  Каким образом российский социолог С.С.Фролов характеризует общие признаки социальных институтов (пять признаков)?

8.  Каким образом различаются и что общего в понятиях: «социальные группы» и «социальные общности»?

9.  Почему несмотря на неуклонное возрастание места и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные группы и здесь продолжают играть важную роль?

10.  Каким образом различаются понятия: «социальная группа» и «квазигруппа», что их объединяет?

11.  Как доказать, что «толпа» не имеет творческих устремлений, критического чутья, чувства ответственности, разрушительно проявляющаяся в переломные периоды истории?

12.  Каким образом определяются понятия: «социальный контакт», «социальные взаимодействия», «социальные связи», «социальные отношения»?

13.  Когда человеческое действие приобретает черты социального действия?

14.  Почему в анализе социального действия важное место занимает проблема его мотивации?

15.  Чем объяснить, что основные (базисные) социологические категории выражают определенные связи, отношения и законы, присущие человеческому обществу?

II. Основные макросоциологические теории социальных изменений. Факторы социальных изменений.

1.  Каким образом различаются понятия «социальные изменения» и «социальное развитие»?

2.  Как доказать, что социальные изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов?

3.  Каким образом осуществляется взаимосвязь между структурными, функциональными, процессуальными и мотивационными социальными изменениями?

4.  Каким образом реализуется диалектическое единство «социальной статики» и «социальной динамики» в социальной реальности?

5.  Почему концепции социальных изменений являются важным средством осмысления человеческого общества: его прошлого, настоящего и будущего?

6.  Чем объяснить, что фундаментальные макросоциологические теории социальных изменений: социально-культурные, социально-экономические, социально-политические, при их принципиальных различиях имеют и общие черты?