Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 12

3.  Чем объяснить, что предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает?

4.  Почему предметом социологии, по мнению выдающегося французского социолога Э.Дюркгейма, является коллективное во всех его проявлениях?

5.  Каким образом трактуется предмет социологии в марксизме?

6.  Почему в к. 80-х – начале 90-х годов ХХ в. в мировой социологии приобрели вес так называемые глобалисты-социологи, претендующие на то, чтобы объяснить все происходящее в мире с позиции геоэкономических, геополитических, транскультурных?

7.  Как доказать, что тезис А.А.Богданова о том, что в своей борьбе за существование «люди не могут объединяться иначе, как при помощи сознания», взятый из учения Маркса о природе и обществе, содержит идею о том, что реальное общественное сознание может быть предметом современной социологии?

II. Место социологии в системе общественных наук.

1.  Почему социология как наука может служит методологической и теоретической основой всех других общественных и гуманитарных наук?

2.  Как доказать, что социология как система знаний не может развиваться и выполнять сои функции, не взаимодействуя с другими науками?

3.  Чем объяснить, что у социологии и социальной философии очень широкая область совпадения объектов изучения, а их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования?

4.  Как доказать, что социальная психология является разделом социологии?

5.  Почему выявить эволюцию субъективно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии?

6.  Вследствие чего социология не может не взаимодействовать с экономической теорией?

7.  Каким образом осуществляется взаимосвязь между социологией и политологией?

8.  Как доказать, что юридические науки и социология (общественные науки) есть диалектическое единство моментов и процессов?

9.  Чем объяснить, что человек в системе «Природа – Общество – Сознание» является связующим звеном?

10.  В каком случае существование той или иной науки можно считать бессмысленным?

11.  Почему в современном мире для того, чтобы выжить, человек (человечество) вынужден выйти на уровень глобального мышления?

12.  В каком случае социология может получить возможность, применительно к исторически определенным пространственно-временным границам, играть субстанциональную роль?

13.  Каким образом человечество должно осознать тревожную ситуацию в мире и овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами?

II.  Структура и функции социологии.

1.  Каким образом осуществляется взаимосвязь между фундаментальным, специальным и прикладным уровнями социального познания?

2.  Чем объяснить, что теории среднего уровня создают ряд преимуществ для исследования социальных процессов?

3.  Каким образом каждая из функций социологии раскрывает одну из сторон связей социологии и социальной реальности?

4.  В каком случае теоретическая концепция, в рамках которой происходила интерпретация социальных явлений и процессов, подвергается сомнению?

5.  Почему практическая функция социологии в современных условиях преобразования российского общества выделяется на первый план, приобретает особое значение?

6.  Как доказать, что социология должна обеспечить социальное управление «обратной связью», которая предполагает постоянный социальный контроль за ходом решений проблем перестройки во всех сферах общественной жизни?

7.  Чем объяснить, что не приспособленчество, а компетентность, убежденная ответственность, доскональное знание ситуации гарантируют политическую эффективность управленческих решений?