Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 9

Трамвай характеризуется отсутствием маневренности, ограничивает пропускную способность улицы и имеет опасное расположение остановок (в случае размещения путей на середине проезжей части), нарушает плавность движения транспортных потоков, создает повышенный шум и вибрацию. Провода контактной сети трамвая портят внешний вид улиц.

Троллейбус характеризуется низкой маневренностью и низкой скоростью движения на кривых малого радиуса. Провода контактной сети портят внешний вид улиц, затрудняют рациональное размещение светофоров, дорожных знаков и указателей. Особенно проблемным оказывается обеспечение левого поворота при маневрировании троллейбуса на пересечениях широких улиц, где маневры троллейбуса создают значительные задержки транспортных потоков и опасные ситуации. Наличие троллейбусного движения снижает пропускную способность улиц на 25-50% в зависимости от частоты движения троллейбусов. Троллейбусы также ограничивают видимость и возможность прогнозирования ситуации для водителей транспортных средств, следующих за ним. Наличие троллейбусного движения препятствует использованию некоторых проектных решений для повышения безопасности движения (например, использование на перекрестках саморегулирующих развязок с круговым движением).

Автобус загрязняет воздушную среду города выхлопными газами.

В пользу развития горэлектротранспорта всегда выдвигались экологические аргументы. Однако, при принятии решения о приоритетном развитии того или иного вида общественного транспорта, необходимо принимать во внимание следующие факты:

1.   С точки зрения локального загрязнения окружающей среды, электротранспорт чище, чем транспорт, работающий на основе двигателя внутреннего сгорания топлива. Однако, производство электроэнергии – экологически грязный процесс. Например, производство энергии путем сжигания ископаемых видов топлива - источник не менее 50% всех выбросов человеческой деятельности, вызывающих более масштабное региональное (кислотные дожди) и глобальное (парниковый эффект) загрязнение окружающей среды. На долю автомобильного транспорта в сумме приходится 18% регионального и глобального загрязнения (По данным ELE International). Поэтому, полный учет источников загрязнения позволяет сказать, что экологическая чистота электротранспорта вопрос не однозначный, просто источник загрязнения может находиться вне поля зрения жителей конкретного населенного пункта, который, тем не менее, не может избежать влияния последствий более масштабного регионального и глобального загрязнения окружающей среды.            

2.   Самый экономичный, а, следовательно, самый чистый режим движения автотранспорта – плавный. В условиях интенсивного движения, троллейбус, из-за своей низкой маневренности, значительного динамического габарита и остановок, нарушает плавность движения всего транспортного потока, который начинает двигаться в «грязном» режиме «торможение-разгон-торможение». Поэтому, троллейбус, будучи сам экологически более чистым в локальном контексте, способствует повышению выбросов остального автотранспорта, нарушая плавность его движения, что может свести на нет всю его собственную экологическую чистоту.

Трамвай более защищен от подобной критики, поскольку:

ü  Прокладка трамвайных путей на обособленном полотне устраняет негативное влияние на плавность остального транспортного потока;

ü  Высокая производительность пассажирских перевозок ставит трамвай вне сравнения с троллейбусом или автобусом, которые сопоставимы между собой по вместимости подвижного состава.     

Пример: Перед принятием стратегического решения о развитии городского общественного транпорта в Швеции было проведено сравнение двух вариантов развития общественного транспорта: на основе автобуса и, на основе троллейбуса. Результат сравнения: троллейбус, в качестве городского транспорта, означает более высокие затраты для муниципальных бюджетов, чем автобус. Причина: необходимость содержания контактных сетей и подстанций. Поэтому, окончательное решение было принято в пользу автобуса с одновременным проведением разработок, нацеленных на: