Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 5

Иерархия подразумевает распределение транспортных связей в составе улично-дорожной сети по функциональному назначению (специализации), на следующие типы:

1.  Транзитные магистрали (дороги для пропуска транзитного движения);

2.  Главные магистральные дороги (дороги городского значения, соединяющие районы города);

3.  Коллекторные дороги (дороги районного значения, обеспечивающие как перемещения внутри района, так и подъезды к главным магистральным дорогам);

4.  Внутриквартальные дороги (дороги, обеспечивающие подъезды от отдельных зданий к коллекторным дорогам);

5.  Въезды-выезды стоянок, терминалов.

Общая цель иерархии – распределить всех пользователей транспортной сети на целевые потоки и, предоставить им возможность осуществлять свои поездки из пункта отправления в пункт назначения быстрее и безопаснее. Магистральные связи с более высоким скоростным режимом и, соответствующими условиями движения, обеспечивают быстрый пропуск транзитных пользователей за счет отсутствия пересечений в одном уровне. Ускоренный вывод транзитного движения из города снижает перегруженность улиц, делает дорожное движение по ним более плавным, безопасным и чистым. 

В то же время, районные и внутриквартальные улицы с ограниченным скоростным режимом, обеспечивают проезд с высокой безопасностью для всех пользователей, повышая комфорт проживания в прилегающих кварталах. Для таких улиц применим ряд результативных проектных решений, направленных на физическое сдерживание скоростей движения транспортных средств. Иерархия означает также выгоды для пешеходов, степень безопасности которых существенно повышается.

Ясность функциональной роли дороги определит проектные и эксплуатационные требования к ее элементам, а именно:

ü  Пропускную способность (проезжей части, полос движения, перекрестков, а также, расположенных на ней мостов, путепроводов);

ü  Несущую способность конструкций (дорожных одежд, мостов, путепроводов);

ü  Скоростной режим движения транспорта;

ü  Ширину проезжей части, количество полос движения, ширину разделительных полос и тротуаров;

ü  Допустимое количество пересечений и примыканий, их типы и обустройство;

ü  Радиусы горизонтальных кривых;

ü  Радиусы вертикальных кривых и допустимые  продольные уклоны;

ü  Условия обеспечения видимости;

ü  Условия обеспечения продольного и поперечного водоотвода; 

ü  Применимые меры для физического сдерживания скоростей движения;

ü  Приоритеты и эксплуатационные требования по содержанию;

ü  Устройства для регулирования движения.

В практике стран Северной Европы построение иерархии связей в составе улично-дорожной сети базируется на принципах: 

А)   Физического отделения и разделения сетей,

Б)   Планирования главных и коллекторных дорог.

А)   Принцип физического отделения и разделения сетей

Иерархия дорог основана на принципе физического отделения и разделения дорожных сетей разного функционального назначения (например, отделение сети для движения автотранспортных средств от сети для движения легкого транспорта), что способствует однородности транспортных потоков на сетях разного типа и, следовательно, улучшает плавность и безопасность дорожного движения (Рис.14).

Пешеходные и велосипедные дорожки

 

Сеть для движения легкого транспорта  (велосипедисты, пешеходы)

 
 

 


Рис.14      Схема, иллюстрирующая принцип отделения и разделения сетей разного функционального назначения

В качестве исключения, смешанные потоки для движения пешеходов, велосипедистов и автотранспортных средств допускаются на внутриквартальных и подъездных дорогах, при обеспечении их соответствующими мерами для физического сдерживания скоростей движения транспорта.