Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 10

  1. Снижение влияния автобусных двигателей на окружающую среду относительно воздушного и шумового загрязнения;
  2. Повышение способности автобусов нести бортовые системы альтернативного энергетического обеспечения (газ, аккумуляторы);
  3. Коммерциализацию общественного транспорта для обеспечения экономической приемлемости его услуг для населения.

Объектом шведских исследований (Volvo, Scania) также стали альтернативные виды топлива (например, природный газ и газ, как побочный продукт предприятий по переработке городских отходов), а также, двойные системы энергообеспечения (системы DUO) для городских автобусов, которые позволяли бы переходить с одного энергоносителя на другой в зависимости от зоны транспортного обслуживания (например, электрический аккумулятор в центре и дизельное топливо в пригороде).  

Общественный транспорт, безусловно, содержит значительный потенциал для повышения пропускной способности улично-дорожной сети за счет высокой производительности пассажирских перевозок. Тем не менее, сам подвижной состав общественного транспорта является фактором снижения плавности движения транспортных потоков, прежде всего, из-за отсутствия достаточной маневренности.

Поэтому, для обеспечения наиболее производительной работы улично-дорожной сети наилучшим решением всегда является оптимальный баланс между  положительными и отрицательными качествами общественного транспорта, где основным критерием приемлемости служит снижение транспортной перегруженности на улично-дорожной сети, что значительно снижает общее негативное воздействие транспорта на окружающую среду и уменьшает остроту проблемы ДТП. 

Перспективными видами общественного транспорта в международной практике сегодня признаются:

1.  Скоростной трамвай (так называемые легкие рельсовые системы – Light Rail Systems – LRT) на отдельном полотне (по причине высокой производительности пассажирских перевозок);

2.  Автобус (по причине высокой маневренности).

Разработки, нацеленные на снижение негативных факторов, связанных с работой общественного транспорта, имеют три главных направления:

  1. Повышение экономической жизнеспособности предприятий общественного транспорта;
  2. Улучшение качества услуг, предоставляемых пользователям;
  3. Снижение воздействия общественного транспорта на окружающую среду.

Планирование инфраструктуры общественного транспорта следует выполнять с учетом долгосрочной перспективы (не менее 25-30 лет). С нарастанием интенсивности дорожного движения неизбежно потребуется увеличение пропускной способности имеющейся улично-дорожной сети при одновременном повышении безопасности дорожного движения. Практика показывает, что этого не удается достичь без проведения мероприятий для адаптации организации движения общественного транспорта к изменившейся ситуации на улично-дорожной сети. Такими необходимыми мероприятиями часто становятся:

ü  Снятие трамвайных путей с проезжей части магистральных улиц и перенос линий движения трамвая на обособленное полотно;

ü  Снятие троллейбусных маршрутов с городских магистралей с повышенным скоростным режимом, а также, маршрутов с левым поворотом или разворотом на перекрестках с интенсивным движением;

ü  Улучшение размещения остановочных пунктов и переоборудование традиционных пересадочных узлов в интермодальные терминалы, позволяющие пересесть с одного вида транспорта на другой с минимальным ожиданием за счет стыковки расписаний.

Общественный транспорт, как альтернатива легковому автомобилю

Конкурентоспособность общественного транспорта

Общественный транспорт может стать средством повышения производительности улично-дорожной сети и сдерживания прироста объемов движения легкового транспорта. Однако, такая возможность реализуется только в том случае, если поездка в общественном транспорте будет рассматриваться пользователем как конкурентоспособная по сравнению с поездкой в легковом автомобиле.