Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 12

Сбалансированный «пакет мер», способствующий отвлечению части пассажиропотока с личного легкового транспорта и привлечению его на общественный, служит средством повышения безопасности дорожного движения в границах зоны применения этого пакета мер.

Легкий транспорт как альтернатива легковому автомобилю

Популярность велосипеда в странах западной Европы временно снизилась в течение периода бурной автомобилизации, который продолжался до конца 80-х. После этого, велосипед начал снова приобретать популярность среди всех возрастных групп населения. Новые модели велосипедов, выпущенные на рынок ведущими производителями легковых автомобилей, способствовали росту популярности велосипеда среди молодежи. К легкому транспорту, кроме велосипеда, относятся такие средства как инвалидные коляски, роликовые коньки, самокаты колесные и санные, а также, пешие передвижения.    

Транспортная политика многих европейских стран принимает в расчет потенциал легкого транспорта для содействия снижению остроты транспортных проблем в населенных пунктах за счет таких преимуществ, как:

1.  Отсутствие потребности в энергоносителях;

2.  Отсутствие загрязнения воздуха;

3.  Отчуждение незначительных площадей городской территории для развития инфраструктуры, обеспечивающей легкое движение (движение велосипедное, пешеходное, инвалидных колясок, движение на роликовых коньках, самокатах).

Наиболее серьезными проблемами, препятствующими развитию мобильности населения на основе легкого транспорта, являются:

1.  Незавершенность инфраструктуры для движения легкого транспорта (например, недостаток обустроенных мест для парковки и хранения велосипедов, незавершенность сети дорожек);

2.  Протяженные расстояния, вызванные некомпактной планировкой населенных пунктов;

3.  Уязвимость велосипедистов, пешеходов и т.п. на участках совместного пользования моторизированным и легким транспортом и тяжесть последствий ДТП для пользователей легкого транспорта.

Нидерланды и Дания – лидеры среди европейских стран по интенсивности велосипедного движения. Этот успех – результат реализации национальных велосипедных программ. Участники программ – министерства транспорта, дорожные администрации, муниципалитеты, местные организации, население. Проекты в рамках программ финансируются из национальных и муниципальных источников. Население охотно оказывало помощь планировщикам при планировании удобной и безопасной инфраструктуры для движения легкого транспорта.

В тех городах, где реализованы проекты по развитию инфраструктуры для движения легкого транспорта, отмечается:

  1. Значительное снижение интенсивности движения легковых автомобилей за счет роста интенсивности использования велосипеда (а также, роликового, самокатного и пешеходного движения) для передвижений в городе;
  2. Повышение общей безопасности дорожного движения;
  3. Общее улучшение качества жизни: хорошее состояние и привлекательность городской окружающей среды, чистый воздух, тишина, комфорт проживания, а также, лучшее состояние физического здоровья населения.

Практика показывает, что при хорошем уровне развития инфраструктуры для движения легкого транспорта, легкое транспортное перемещение является альтернативой поездкам на общественном и личном транспорте. В этом случае, решение о средстве внутригородского перемещения принимается населением в зависимости от цели, расстояния перемещения и погоды, а предпочтения распределяются примерно следующим образом:

ü  до 2 км – перемещение будет сделано пешком,

ü  до 8 км – на легком транспорте (велосипед, роликовые коньки и пр.),

ü  свыше 8 км – на общественном транспорте или личном автомобиле.

В России заметен рост популярности средств легкого транспорта, особенно среди молодежи и, эту тенденцию, соответствующую мировой, можно безошибочно прогнозировать на будущее.