Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 15

ü  От плавного движения по дороге, красиво проложенной в живописной местности;

ü  От смены впечатлений и положительных эмоций, предупреждающих появление таких опасных состояний водителя как: усталость, утомление, монотония.

Большинство водителей предпочитают проделать более длинный, но приятный путь по живописной дороге, чем проехать по более короткой дороге с крутыми поворотами и прямыми участками в выемках, где водитель всегда испытывает эмоциональное напряжение и подсознательное ощущение тревоги.

Из международной практики известно, что эстетическое проектирование дорог всегда повышает их функциональные качества и безопасность.  

Определение качества зрительного ориентирования водителя и степени психологического воздействия дороги и ее окружения на водителя, в связи с безопасностью дорожного движения – является областью применения такой перспективной концепции в дорожной отрасли как «аудит безопасности» (См.гл 4.4). 

Повышение однородности транспортных потоков означает «специализацию» полос движения проезжей части для легковых, грузовых автомобилей или общественного транспорта с целью оптимизации скоростных режимов на полосах движения.

Решение о выделении специальной полосы движения, например, для движения только общественного транспорта, может быть принято только при наличии достаточного обоснования. Основной критерий для выделения такой специальной полосы - достаточная интенсивность движения общественного транспорта. Ориентировочно можно считать, что выделение такой полосы на значительном протяжении (более 100м) оправдано, если плотность пассажиропотока на общественном транспорте на данном участке превышает 3000чел/час (около 40 автобусов большой вместимости).

При меньшей интенсивности пассажиропотока можно ограничиться запретом на остановку для всех транспортных средств на крайней правой полосе, на протяжении всего участка дороги с ограничением пропускной способности.    

Выделение специальной полосы также зависит от условий для пропуска другого транспорта по остальным полосам проезжей части.

Предоставление приоритета для общественного транспорта на загруженных перекрестках требует экономического обоснования:  сравнения выгод и потерь, исходя из задержек и потерь времени для пассажиров другого транспорта по всем конфликтным направлениям.

Однородность потоков транспортных средств будет нарушаться при их маневрировании для смены полосы движения перед перекрестками. Сокращение количества конфликтных точек маневрирования вблизи перекрестков и, уменьшение степени опасности потенциальных конфликтов, может быть достигнуто при помощи:

ü  Уменьшения количества перекрестков и количества конфликтных точек на перекрестках (иерархия сети,  использование принципа внешних подъездов, схема одностороннего движения);

ü  Запрет некоторых маневров вблизи перекрестка (например, остановки или левого поворота);

ü  Канализирования движения (определение разрешенных маневров для каждой полосы движения вблизи перекрестка) и использование направляющих устройств (направляющие островки, разметка, столбики и т.д.)(См.Рис.17); 

ü  Введения принципа саморегулирования (развязки с круговым движением на перекрестке, где приоритет имеет транспорт, движущийся по кольцу);

ü  Устранения помех, вынуждающих водителей маневрировать на проезжей части (выбоины на покрытии, люки колодцев, стоящие или маневрирующие у обочин транспортные средства, неубранный снег, отсутствие заездного кармана на остановке общественного транспорта).

Однородность движения и сокращение числа конфликтных точек на перекрестках между встречными потоками можно обеспечить при введении схемы одностороннего движения.

К преимуществам схемы одностороннего движения относят:

  1. Возможность более рационального использования полос движения проезжей части при помощи выравнивания состава потока на каждой из них («специализация» полос движения);