Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 24

ü  Не оперативность работы служб содержания дорог (например, затянувшиеся дорожные работы, посторонние предметы, долго лежащие  на дороге);

ü  Не оптимизированный режим регулирования (например, продолжительность фаз переключения светофора, не соответствует изменившейся интенсивности движения потоков транспорта, двигающихся с разных направлений);

ü  Отсутствие информации для водителей (например, отсутствие знака о временном закрытии движения на участке сети в точке, где водители имеют возможность свернуть на альтернативный маршрут);

ü  Несогласованность расписаний движения внешних видов транспорта (автобусы дальнего следования, поезда, самолеты) и расписаний движения городского общественного транспорта.

Вывод:     Улучшение плавности движения транспортных потоков на улично-дорожной сети населенных пунктов – комплексная задача для решения которой следует:

ü  Рассматривать улично-дорожную инфраструктуру сообщества как единую систему, все элементы которой должны быть сбалансированы в пространстве и во времени;

ü  Осознать, что успех решения задач в области дорожной инфраструктуры определяется продуктивностью сотрудничества заинтересованных сторон и способностью партнеров оценивать ведомственные или корпоративные выгоды через выгоды, которое получает сообщество от совершенствования транспортной инфраструктуры.        

4.3.6 Перераспределение объемов движения (дорожные пошлины)

В странах Европейского Союза ведется постоянная законотворческая работа, направленная на повышение справедливости и результативности экономических инструментов в области транспорта.

Цель: обеспечить сообщество инструментами рационального регулирования транспортного поведения участников дорожного движения, не ущемляющих их прав, но повышающих производительность существующих транспортных систем, одновременно снижая негативное внешнее воздействие транспорта (перегруженность, аварийность и стресс для окружающей среды) в интересах всего сообщества.

В качестве вариантов экономических инструментов в ЕС в настоящее время применяются:

  1. Сбор за проезд (вигнетт)
  2. Налог на нефтепродукты
  3. Дорожная пошлина (толлинг).

Сбор за проезд (вигнетт) подразумевает оплату разового транзитного проезда через территорию государства. Величина оплаты зависит от категории транспортного средства: чем тяжелее транспортное средство, тем больший разрушающий эффект оно оказывает на дорогу и, тем выше сбор. Собранные средства направляются на проведение работ по содержанию и восстановлению дорог, а также, на природоохранные мероприятия.

Преимущество: Система проста в использовании и заключается в  оплате сбора при въезде в страну.

Недостаток: Поскольку размер оплаты не связан с пробегом и продолжительностью пребывания транспортного средства на территории транзитного государства, то данный инструмент лишен реальной способности регулировать поведение дорожных пользователей и перераспределять объемы дорожного движения и, направлен, в основном, на сбор средств для компенсации ущерба от этого движения.  

Налог на нефтепродукты подразумевает включение налоговой составляющей в цену на топливо. Собранные средства направляются на содержание и развитие дорог, на природоохранные мероприятия.

Преимущество: Система проста в использовании и заключается в оплате налога пользователями дорог при покупке ими топлива. 

Недостаток: Данный инструмент имеет связь с пробегом транспортного средства и, поэтому, обладает частичной способностью регулировать общие объемы дорожного движения на всей сети, но лишен возможности перераспределять объемы движения на снижать проблему перегруженности на конкретных проблемных участках сети.

Налоговая составляющая в цене на топливо увеличивает себестоимость транспортных услуг, а значит, себестоимость производства любой продукции. Результат: каждый член сообщества, независимо от того, пользуется он транспортом или нет, становится косвенным плательщиком налога при покупке любого товара. Поэтому, данный экономический инструмент несправедлив по отношению к тем группам населения, кто не пользуется автомобилем.