Результаты и рекомендации для повышения безопасности дорожной инфраструктуры в населенных пунктах, страница 18

Поэтому, важнейшими средствами для обеспечения безопасности движения а)в темное время суток в населенных пунктах являются:

1.  Обеспечение освещения городских дорог;

2.  Использование средств оптического ориентирования (разметка, светоотражающие элементы на вертикальных направляющих устройствах, светящиеся маячки на островках безопасности и перед въездами в тоннели, под путепроводы, на эстакады) с учетом того, что в темное время глаз человека имеет смещение цветовой чувствительности, по сравнению с дневным восприятием: ухудшается восприятие цветов теплой части спектра (желтый, оранжевый, красный), но улучшается восприятие цветов холодной части спектра (зеленый, синий)(Goldstein, 1997);

3.  Выделение освещением расположения опасных зон (пересечений, примыканий, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, участков дорожно-ремонтных работ и т.д.) при помощи изменения цветности ламп, конструкции опор и светильников. В местах интенсивного движения пешеходов, яркость освещения проезжей части должна быть выше в 1.5–2 раза;

4.  Исключение дезориентирующего, отвлекающего и слепящего воздействия рекламы;

5.  Исключение чередования коротких освещенных и неосвещенных участков дороги, обеспечение плавного снижения яркости освещения проезжей части на выезде с освещенного участка при помощи переходной зоны освещения, протяженностью 50-250м в зависимости от перепада яркости;

6.  Избежание размещения опор освещения в местах, находящихся на траектории возможного движения автомобиля в случае его внезапного съезда с дороги;

7.  Регулирование величины и густоты крон насаждений вдоль дороги для предупреждения снижения качества освещения проезжей части.      

Для предотвращения или снижения вероятности ослепления могут быть применены следующие меры:

  1. Введение режима одностороннего движения;
  2. Контроль регулирования фар и правильности пользования (ближний и дальний свет фар);
  3. Контроль правильного размещения источников стационарного освещения, расположенных вблизи дорог (прожекторы на строительных площадках, складских территориях);
  4. Противоослепляющее обустройство на полосе, разделяющей встречные потоки (сетки, экраны, посадки низкого кустарника). 

В зимнее время управление автомобилем усложняется по причине:

  1. Сокращения продолжительности светлого времени суток;
  2. Снегопадов и заносов, сужения проезжей части из-за снежных валов и работы снегоуборочной техники;
  3. Обледенения и наката на покрытии, снижения сцепления  покрышек с поверхностью дороги, увеличения тормозного пути, снижения поперечной устойчивости (вероятность заноса) транспортных средств; 
  4. Более сложной эксплуатации транспортных средств в условиях низких температур.

Исследования, проведенные в Германии, показывают, что зимняя дорога при хорошем содержании может быть более безопасной, чем летняя. Результаты исследований показывают, что если уровень ДТП на летней дороге с сухим покрытием принять за 1.0, то уровень ДТП на зимней дороге при хорошем содержании составляет только 0.83. Такой результат можно объяснить тем, что большинство водителей на зимней дороге имеет привычку проявлять большую осторожность.

Для снижения вероятности возникновения ДТП б)в зимний период применимы такие предупредительные меры, как:

1  Своевременная уборка снега с проезжей части и его правильное складирование для предупреждения снижения видимости из-за образования снежных валов (Рис.19);

2  Проведение антигололедных и противогололедных мероприятий;

3  Дополнительное информирование водителей об участках сети с наиболее сложными условиями движения;

4  Применение специального оснащения и обозначения снегоуборочной техники (яркий цвет, проблесковые маячки, противотуманные фары);

5  Применение согласованного организационного плана очередности действий по уборке снега и проведению мероприятий по снижению скользкости.