Общие вопросы принятия решения. Сущность принятия решений, его проблемы. Классификация решений, страница 4

Важнейший компонент процесса принятия решения – выбор метода его обоснования. Известны следующие методы:

а) интуитивные;

б) эмпирические;

в) формально логические.

Но поскольку процесс принятия решения очень сложен и многогранен, то не может быть единого, универсального метода. Современный руководитель должен владеть всем комплексом методов.

Организационно возможны следующие методы принятия решения:

1)  разработка «сценария» решения проблемы. Он позволяет в деталях и во времени проследить всю последовательность действий, которые должны быть выполнены, помогает выявить и учесть критические и узловые точки. Готовит «сценарий» группа специалистов различных профессий;

2)  использование экспертов (см. раздел 5.3);

3)  активное творческое обсуждение сложной проблемы специалистами.

Естественно, выбор методов разработки управленческого решения диктуется конкретными условиями и умением руководителя учесть мнение подчиненных или независимых экспертов.

Следует добавить, что принять решение недостаточно. Необходимо его реализовать. Реализация решения – неотъемлемая часть общего процесса управления. Для этого необходимо иметь план действий. Он должен быть максимально подробным, всеобъемлющим, конкретным и выполнимым. Очень высока роль контроля за выполнением плана действий. Контроль и проверка принятых решений – важнейшая часть организаторской работы.

Принятие оптимальных решений – актуальнейшая и в то же время сложнейшая задача человеческой деятельности. Одна из возникающих при этом трудностей – преодоление отрицательных факторов, сопровождающих процесс принятия решений. Рассмотрим некоторую их систематизацию:

1. Фактор предвзятости – все, что сделано не нами, плохо.

2. Фактор подмены действительного желаемым. Он проявляется обычно как невнимание к трудностям и нерешенным проблемам (возникает неоправданный оптимизм, самообман).

3. Фактор перестраховки. Проявляется в заниженном уровне выходных параметров конечного результата.

4. Половинчатость решения. Вызывается ограниченностью сил и средств для решения проблемы. Влечет незавершенность ее решения.

5. Фактор эгоцентризма. Проявляется в агрессивном стремлении достичь какой-либо узкой цели, носящей, как правило, личный характер.  Это приводит к противоречию с общей целью.

Существуют способы уменьшения влияния отрицательных факторов на процесс принятия оптимальных решений. Например:

1. Ясная формулировка цели (задачи, проблемы).

2.  Глубокое и всестороннее знание факторов, их учет.

      1.2. Классификация решений

Решения, принимаемые и реализуемые в процессе управления, называются управленческими. Они классифицируются по ряду признаков (см. табл.1).        

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Признак классификации

Результат классификации

По уровням инстанции

·  Высший

·  Средний

·  Низший

По решаемым задачам

·  Информационные (оценивают получаемую информацию, отвечая на вопрос: где правда?)

·  Организационные (устанавливают необходимую структуру управления, отвечая на вопрос: каким быть решению?)

·  Оперативные (являются решениями действия и отвечают на вопрос: как действовать?)

По принципам выработки решения

·  Алгоритмические (вырабатываются по определенным правилам и допускают строгую формализацию)

·  Эвристические (вырабатываются неформальным, творческим путем, без строгих правил)

По методам обоснования

·  Аналитические;

·  Статистические;

·  Математического программирования;

·  Игровые;

·  Синтетические и др.

По характеру исходной информации

Решения принимают в условиях:

·  Определенности (полная информация);

·  Неопределенности (неполная информация)

По видам знаний

·  Предметные (индивидуально-рациональные);

·  Системные (коллективно-рациональные)