Общие вопросы принятия решения. Сущность принятия решений, его проблемы. Классификация решений, страница 17

Неуправляемыми являются такие факторы, на которые ЛПР в рамках решаемой задачи не может воздействовать. Они могут носить случайный характер с неопределимой степенью вероятности (например, погодные факторы, рыночная конъюнктура и т.д.). Есть факторы с высокой степенью стабильности, но в то же время неуправляемые (например, политическая обстановка в стране, интеллектуальнй менталитет нации и т.д.). В таком случае, чтобы принять правильное решение, необходимо по возможности наиболее полно предусмотреть все, что может произойти на протяжении определенного промежутка времени и способно оказать влияние на выбранное решение.

Теперь рассмотрим проблему целей,  к которым следует стремиться при решении задач. Трудность этой проблемы заключается в неизбежности неоднозначности достигаемых целей. Чем сложнее и масштабнее задача, тем большее количество целей должно быть сформулировано. Так, решая задачу снижения затрат на производство, нельзя исключить такие цели, как повышение качества продукции или хотя бы сохранение его на достигнутом уровне и т.п. Цели должны быть сформулированы точно, так как только в этом случае велика вероятность  их достижения. Также следует учитывать и психологическую сторону: чем более точно сформулированы цели, тем увереннее и эффективнее работают исполнители. Поэтому желательно по возможности стремиться к сокращению количества целей за счет их укрупнения и упрощения.

При определении целей для решения данной задачи необходимо учитывать, что иногда цели, желательные для одной из подсистем, оказываются неприемлемыми для других подсистем или для всей системы в целом. Поэтому, устанавливая цели для решения отдельных задач, необходимо обязательно исходить из общих интересов системы. При наличии в некоторых случаях несовместимых целей можно формулировать цель более высокого порядка. Это становится возможным только в том случае, если измерения, применяемые к различным целям, можно производить по одной и той же шкале или перевести эти оценки из одной шкалы в другую. Формулирование более общих целей дает возможность разрешать внутренние противоречия между подсистемами.

Выбор критерия оценки эффективности решения. Это один из важнейших этапов принятия решения. Критерий необходим для того, чтобы  можно было объективно сопоставить различные варианты решений и выбрать наилучший из них. Он должен быть выражен количественно, иметь физический смысл, по возможности наиболее полно отражать результаты решений, быть простым, понятным и конкретным.  Это дает возможность получить представление об идеальном функционировании системы управления и сравнить его с реальным.

Во многих случаях выбрать такой критерий оценки очень сложно. Обычно его приходится выбирать из целого ряда показателей: наименьшие затраты, наивысшая производительность, максимальное использование оборудования, наилучшее использование фондов и т.п. Правильный выбор критерия эффективности  по существу эквивалентен правильной постановке задачи. Но в то же время это нечто большее.

Рассмотрим пример. Во время Второй мировой войны в целях снижения потерь судов от атак немецкой авиации было принято решение об установке на торговые суда противозенитных систем и расчетов. Спустя определенное время была сделана оценка эффективности решения и в качестве критерия оценки были приняты данные о количестве сбитых самолетов. Она оказалась очень низкой (количество сбитых самолетов увеличилось всего на 4%) и был сделан вывод о нерацональности первоначально принятого решения. Но затем критерий был изменен и просчитано количество потопленных судов до и после установки зенитных установок. Оказалось, что потери среди судов, имевших бортовые зенитные системы, составили всего 10% от атакованных, а ранее эта цифра составляла более чем 25%. Тогда стало очевидно, что ранее принятое решение оказалось весьма эффективным. Дело в том, что главное – не сбитые самолеты, а непотопленные суда. Наличие зениток резко снизило боевую эффективность немецких самолетов (вынужденное увеличение высоты бомбометания, нервозность экипажа самолета и т.д.).