Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Рихард Кронер

Самоосуществление духа

Пролегомены к философии культуры

“Все диссонансы жизни — только ссоры влюбленных. Примиренье таится в самом раздоре, и все разобщенное соединяется вновь”. Гиперион Беллармину1

Основы деления культуры

1. Принцип деления

До сих пор отдельные области культуры рассматривались как примеры того, чего достигало или не достигало сознание посредством своего культурного самоосуществления, но об их отношении друг к другу, об их отграничении друг от друга говорилось лишь вскользь. Но для того чтобы понять членение тела культуры на понятийном уровне, должен быть найден принцип. Однако этот принцип не может быть открыт посредством сравнения отдельных областей культуры, если с самого начала не принять во внимание то общее, что присуще всем этим областям, что делает их членами одного тела, т.е. идею целостности культуры. Сознание, которое в соответствии с этой идеей примиряет себя посредством своей культурной деятельности с самим собой, должно само разделить себя посредством самоосмысления, должно само определить роль каждой части целого в своей деятельности. На вопрос: что совершает каждая отдельная область, т.е. в какой степени сознание находит или не находит примирение путем своего самоосуществления в экономике и технике, науке и политике, искусстве и религии, должен ответить расчленяющий принцип. Примиряет ли себя сознание в отдельных частях или в целостности культурной действительности, и в какой мере — об этом может свидетельствовать только самоосмысление, обозревающее все целое и объединяющее все части в целое. Каждая часть получает вследствие этого функцию в смысловой целостности культуры.

Выше уже было показано, что отдельные части взаимодействуют не только как члены органического тела, гармонически дополняя друг друга в жизни целого, но что они одновременно и противодействуют друг другу, пребывают в борьбе друг с другом, взаимно ограничивают друг друга, причем именно потому, что каждая часть хочет быть одновременно целым, осуществлять вообще идею культуры, примирить сознание. Но может ли действительность культуры быть единым живым телом несмотря на соперничество и борьбу своих членов, остается проблематичным; под вопросом остается и то, на каком основании можно вообще говорить о членах, а не просто об отдельных областях культуры. Только если сознание способно прекратить спор областей таким образом, чтобы самому сохранить в себе свою самость, только если оно само способно объединить все области в себе как в едином целом, если оно может расчленить само себя, эти области могут стать членами одного и того же тела культуры. Следовательно, внутри самой культуры должно быть место, особая область, в которой сознание совершает объединение всех областей в их самости: эта особая область есть философия культуры. В ней и только в ней культура становится целостностью, ибо в ней она осмысливает самое себя, осознает самое себя, становится культурой для самой себя. Только посредством этого самосознания культура становится расчленяющимся в себе царством, области которого не только борются, но и дополняют друг друга; только посредством философской рефлексии, только посредством того, что культура сама себя постигает, она становится для себя самой действительностью, но она действительна, или, скорее, вообще осуществляет себя лишь настолько, насколько осуществляет себя для самой себя, так как она есть самосуществование сознания, а сознание есть сознание, лишь поскольку оно осознает само себя. Только в философии сознание сознает себя как само себя осуществляющее, как посредством самого себя для самого себя становящееся: только а философии достигает оно конца своего пути, только в ней оно завершает свое для-себя-становление, свое самоосуществление.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
149 Kb
Скачали:
0