Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 5

На этом внутреннем свойстве научных и государственных действий покоится противоречивость их результатов. Как осуществление духа каждый результат по своему смыслу окончателен, но наука и государство по своей сущности никогда не бывают завершенными, они строятся исключительно посредством отдельных шагов, отдельных актов. Правда, каждое научное знание стремится быть истинным, а значит, окончательным; но вместе с тем каждое научное знание делает оговорку, что оно хочет быть только теорией или даже гипотезой, т.е. сохранять значение, пока оно не будет опровергнуто “новыми фактами”; наука “развивается”, в ее понятии заложены желание и необходимость развиваться. Но и несмотря на постоянно грозящие преобразования теорий, даже основ науки, она по своему действительному состоянию никогда не находится в конце своего пути, потому что никогда не являет собой целое своих частей, тотальность своих дисциплин; она существует только во множественности отдельных наук, которые стремятся к тому, чтобы образовать целое, тотальность. Методический идеал науки состоит в максимальном приближении к математике, потому что математическое мышление рационально-интуитивно, т.е. в нем совершается наиболее тесное соединение всеобщего и особенного, закона и отдельного случая, — соединение формы и содержания посредством подчинения теории, или потому, что в нем подведение частного под общее, как правило, приближается к конструкции. Однако предметы и события никогда не допускают полной рационализации в соответствии с этим идеалом, ибо содержание в его конкретности и качестве никогда не может быть подчинено количественной форме физико-математического закона и потому, что форма в своей тотальности не может быть введена в форму математического закона.

Наиболее математически разработанная дисциплина с наибольшим правом стремится к тому, чтобы охватить все другие дисциплины, сделать их областями своего применения, даже подчинить их себе: она стремится к единовластию, к господству над другими. Поскольку целое, тотальность науки, так же не может быть достигнуто на этом пути подчинения, как не может быть подчинена научным духом целостность предметов, тотальность предметов, природа, то подобное стремление остается таким же невыполнимым, как невыполнима реализация идеала науки. Таким образом, каждая дисциплина сохраняет право относительно самостоятельно находить и применять собственные методы и совершать частичные соответствующие “фактам” обобщения. Группе дисциплин, применяющих преимущественно математические методы, противостоят другие группы, стремящиеся познать содержание или предмет прежде всего по его форме и качеству. Эти группы соперничают друг с другом, так как вместе они не могут составить целое; они соревнуются и полемизируют друг с другом, и установить между ними согласие невозможно, ибо в них действуют противоположные тенденции и потому, что их объединение и примирение не может быть достигнуто ни какой-либо отдельной группой, ни какой-либо отдельной дисциплиной. Естествознание есть в сущности не наука о природе, а множество наук, каждая из которых исследует ограниченную применяемым ею методом и ее предметом область природы, причем эти области не дополняют друг друга своими знаниями; и всеми науками в их совокупности природа как целое, как тотальность не познается. Эта тотальность вообще не становится предметом науки; ее идея служит каждой отдельной науке целью познания; общее видение этой идеи есть то, что объединяет все науки, что делает их частями смысла единой научной действительности.