Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 7

В рациональных областях культуры каждое деяние есть лишь частичное деяние, каждый факт примирения — лишь предварительный результат, лишь станция на пути к цели, которая никогда не может быть достигнута. Так как цель недостижима, то все стремления и действия в этих областях полны противоречий, ибо дух никогда не приблизится к бесконечно-далекому, сколько бы шагов ни было сделано, и поэтому ценность примирения каждого отдельного шага, в ее сопоставимости с мерой, которая способствовала бы получению окончательного результата, равна нулю. Ratio2, в сущности, отвергает сам себя, как только дух сравнивает его достижения с целью, к которой он стремится; рациональная культура указывает на то, что находится за ее пределами, на интуицию. В то время как смысл подчинения состоит в возможности только относительно примирить дух, смысл слияния состоит в том, чтобы примирить его абсолютно, абсолютно соединить его полюсы и моменты: смысл интуитивной культуры заключается в том, что посредством самообъективации дух осуществляет себя в ней абсолютно.

Искусство в высокой степени превосходит науку прежде всего по содержанию примирения. И хотя также существует множество искусств и художественных произведений, но их взаимоотношение совершенно иное, чем взаимоотношение наук и научных произведений. Теории и гипотезы устаревают и переживают себя; истинное в них входит в более поздние творения и продолжает жить в них, а изначальный образ разрушается;

напротив, подлинное художественное произведение остается таким, каким оно было, на все времена, оно не устаревает и не умирает, оно сохраняет свое непреходящее значение; его изначальный образ остается носителем непоколебимой ценности. Следовательно, здесь нет ряда друг за другом следующих, друг друга дополняющих шагов; на пути интуитивного примирения дух как бы сразу порождает в отдельном творении все деяние своего примирения. Как Афина из головы Зевса, появляется художественное произведение из глубины духа художника;

готовым и законченным предстает оно взору созерцающего или слуху внимающего, отделенное не только от источника переживаний сознания, но и от становления духа; безоговорочно и не соотносясь с другими произведениями, стремится оно абсолютно примирить дух: таков смысл его действительности.

Нарисовать над Божьим ликом нимб,

Заставить сердце дрогнуть перед ним

От завершенности, от совершенства

И от смирения при мысли: Вот блаженство!...

А большего не будет, не дадут.

Платен (пер. Г.Полонского)

Различие между объективным смысловым содержанием в искусстве и науке становится ясным, если сравнить субъективные чувства, которые оно вызывает: чувство восторга при созерцании художественного произведения и наслаждения им и чувство рационального удовлетворения, которое доставляет научное познание. Поэтому душа, полностью отданная прекрасному, безмятежно покоится в этой преданности красоте.