Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 3

Правда, это основополагание остается до конца рефлексии подступом к постижению, предположением, гипотезой, которая может оправдать себя только в конце и должна найти себе подтверждение в процессе: только результат мыслительного процесса, только весь процесс может “доказать” правильность подступа, только конец может утвердить и оправдать начало, только целое может утвердить и оправдать каждый момент. Так и принцип или, что то же самое, метод деления может быть здесь заранее принят только как подступ, который должен оправдать себя в осуществлении. Поэтому принцип деления может быть только принципом снимающего себя противоречия, т.е. принципом примиряющегося в мышлении посредством развивающейся рефлексии самосознания. Чтобы провести этот принцип, сознание должно мыслить само себя в некоторой степени в себе раздвоенным, примиряющим себя благодаря культуре самосознанием, оно должно основополагающе мыслить противоречие рефлексии одновременно как раздвоенность рефлектированного сознания, а прогрессирующее самоумирот- . ворение — одновременно как прогрессирующее снятие противоречия. Если принцип окажется осуществимым, названный подход становится для себя самого принципом, основополага-ние становится для самого себя обоснованием, упомянутое “одновременно” в конце мыслительного процесса постигнет самого себя, и тем самым завершится снятие противоречия в самоумиротворении сознания: обе стороны окажутся в рефлексии одним и тем же.

Противоречие между областью и понятием области есть противоречие между самостоятельностью и несамостоятельностью, между понятийной действительностью и недействительной поня-тийностью, между тотальностью и моментальностью или, что то же самое, — между содержанием примирения и наличия раздвоенности сознания в каждой области; одновременно в соответствии с принципом этого противоречия подвергает себя рефлексии и раздвоение, остающееся в каждой области; поэтому осмысление раздвоенности заставляет мышление переходить из одной области в другую, в результате ^его области становятся дополняющими друг друга частями целого. Каждая область принадлежит культуре лишь в той мере, в какой она есть область культуры, в какой она примиряет сознание, но в то же время она принадлежит ей лишь в той мере, в какой она есть область культуры, в какой она не примиряет сознание; каждая область примиряет сознание лишь настолько, насколько она притязает на то, чтобы быть целостностью культуры и по своему содержанию примирения действительно является целостностью, но в то же время каждая область примиряет сознание лишь настолько, насколько она входит в целое и есть лишь часть целого, т.е. поскольку она не примиряет сознание, мышление, снимает это противоречие тем, что мыслит в каждой части расчленяющее целое, расчленяющуюся самость целого, или же тем, что эта самость сама себя расчленяет, мысля са- ? мое себя, мыслит самое себя, расчленяя самое себя. Целое есть для себя становящееся истинное, ибо истинное есть для себя становящаяся самость.

Каждая область есть одновременно целое — только так она сама есть для себя самой, только так она мыслит самое себя, только так она становится для самой себя одновременно действительностью и понятием, одновременно осуществленным и \ осуществляющимся самосознанием. Поэтому ни одна область не может быть отграничена от другой без того, чтобы это отграничение не противоречило на границе самому себе, не снимало само себя. Ни одна область не есть лишь она сама, скорее она сама становится самой для себя, только когда она перестает быть лишь самой собой, становясь областью от нее отграниченной или переходя в нее. Постигать значит ограничивать; но одновременно это значит—переступать границу. Только через постижение целого, только благодаря тому, что целое постигает само себя, постигает себя и каждая часть целого; только в понятии целого, в идее культуры приходит каждая отдельная область к соответствующему ей понятию. Поэтому постижение есть не только продвижение от области к области, но одновременно и продвижение целого к самому себе, для-себя-становление в каждой области осуществляющегося и остающегося неосуществленным, примиряющегося и не примиряющегося самосознания культуры. Постигать значит ограничивать, а ограничивать значит противоречить себе; противоречащее себе сознание устраняет, чтобы соединить себя с собой, границу: оно понимает отграниченную область как веху на пути к самопримирению, как стремящийся за пределы самого себя, растворяющий себя сам в целом, в целое впадающий образ сознания. Каждая область должна перейти в целое, утонуть в целом, если она хочет удержаться в целом.