Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 8

Как искусство превосходит науку, так и религия превосходит государство по содержанию примирения. И хотя религиозная жизнь, как и государственная, многогранна, однако действительность религии откровения основывается на установлении-завершенных в себе и окончательных авторитарных высказываний, которые обычно обобщают как откровение; многообразие религиозной жизни, раскрывающееся в культе и заботе о спасении души, в молитве и проповеди, излучает свет из этого прочного внутреннего ядра и видит свое назначение только в том, чтобы сохранить и распространить его. Спасение человечества, и, следовательно, примирение Бога с людьми, есть неповторимое, значимое для всех времен деяние Иисуса Христа, Сына Божия и Сына человеческого, который принес на Землю Царствие небесное и подчинил вечность времени. Это сознание вечности было настолько сильным у первых христиан, что они верили в близкий конец существования во времени. Религия не развивается подобно науке или государству, она остается такой, какой она была в момент своего возникновения; основанная, она уже завершена. Смыслу религии противоречит перенос своего осуществления в будущее; наука и политика должны верить в прогресс, религиозная вера направлена на неизменное. Поэтому религия исключает пересмотр своих основ, как и изменение своей сущности. Бог, который открывает себя в религии, есть Бог живой, один и тот же “от вечности к вечности”, поэтому он и говорит о себе: “Я первый и последний”3. Хотя его откровение обновляется каждый раз, когда оно действует в верующих, однако по своему содержанию оно неизменно остается одним и тем же: “Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут”4. Сознавая, что религия с момента сво-> его возникновения завершена, преобразователи религии всегда ощущали себя только очищающими религию, возвращающими ее исконное понимание реформаторами в полном смысле слова; даже Иисус.принеся в мир новую религию, связывал, ее со старой религией: “Не нарушить (закон) пришел Я; но исполнить”5. Абсолютная завершенность религии неразрывно связана с ее смыслом как деяния, совершенного самим Богом. Поэтому духу ее постоянно грозит опасность окаменения, опасность того, что животворную веру заступит вера в книгу и букву. Чтобы предотвратить всякое поступательное движение, всякое преобразование, были канонизированы и строго соблюдались основополагающие свидетельства откровения. К реченному Богом ничего не следует добавлять человеку, он должен хранить слово Божие и нести его всем народам: “Научите все народы... соблюдать все, что я повелел вам... Я с вами во все дни до скончания века”6. Все развитие религии может быть по самому ее смыслу только распространением, только раскрытием откровения: поэтому католическая церковь так подчеркивает непрерывность, неизменную традицию, поэтому она утвердила догмат непогрешимости папы, который выступает как наместник Христа на Земле (непогрешимость есть только иное выражение абсолютной завершенности божественного слова, интерпретируемого папой в соответствии с новыми ситуациями; поэтому Лютер придавал огромное значение сохранению чистоты слова).