Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 15

он постигает самого себя не как “чисто” рефлективный, а как наивный и рефлективный дух одновременно или как наивный дух, направляющий рефлексию на самого себя. Наивный дух есть дух рефлективный, а рефлективный дух — дух наивный:

рефлексия сливает их друг с другом, соединяя и объединяя многообразные области и формы духа в сущности духа.

Дух сознает самость своих областей и форм, сознает самого себя, осмысливая эту самость, осмысливая самого себя или рефлективно осуществляя смысл самого себя через постижение смысла своей деятельности в рамках наивной культуры и возникающей из нее смысловой действительности. Так же, как есть непосредственное самоосуществление сознания, которое соответствует опосредствованному самоосуществлению областей наивной культуры, как существует непосредственное восприятие и опыт теоретического “Я”, непосредственные воле-ния и действия практического отдельного “Я”, непосредственное созерцание прекрасного и непосредственная религиозность отдельной души, есть и непосредственное самоосуществление сознания, воспоминание и стремление к мудрости отдельной личности, которая есть личность потому, что она заключает в себе как теоретическое и практическое отдельное “Я”, так и эстетически и религиозно переживающую отдельную душу, соединяя и объединяя их с собой в качестве рефлективно переживающей личности в целом. В истории (Historie) и философии объективируется отдельная личность; она так же, как отдельное “Я” и отдельная душа, может объективироваться только потому, что она в качестве отдельной личности одновременно есть и сознание “Я”, а в качестве сознания “Я” — одновременно единое, раздвоенное в себе и посредством самоосуществления примиряющееся тотальное сознание. В исторической рефлексии воспоминание отдельного “Я” расширяется до воспоминания сознания культуры, которое вспоминает всю свою деятельность, возвращая в свою внутреннюю глубину полные действительного смысла области и формы, созданные им на пути своего самоосуществления, запечатлевает их как области и формы самого себя, внутренне усваивает их, примиряя их этим друг с другом и с собой. В философии стремление к мудрости отдельного “Я” доходит до стремления к мудрости сознания культуры, конструирующего в понятии общий смысл своей деятельности и тем самым самого себя, разлагая себя на свои исходные элементы, строя из них смысловые понятия областей и образов культуры как необходимых по своему смыслу творений самоосуществления и примиряя их этим друг с другом и со смысловым понятием самого себя.

В истории и философии сознание осуществляет себя так же, как и в областях наивной культуры, объективируя себя как дух. Через самообъективацию оно создает себе самому границу, противопоставляя себя в качестве объективного духа субъективному сознанию. Поскольку непосредственная субъективная рефлексия становится в истории и философии объективной, она превращается в образ, который как таковой не принадлежит больше потоку непосредственной жизни и обособляется от него; он обретает законченность и общезначимость, придает себе конечность и вечность, разделяя судьбу всех образов, в которых объективно осуществляет себя дух. Подвергая рефлексии самообъективацию сознания, дух рефлектирует самого себя не только как объективное, но и как субъективное сознание; он опосредствует себя как объективное сознание собой как субъективным сознанием: рефлексия есть возвращение духа из своей объективности в свою субъективность, но это возвращение протекает как история (Historie) и философия в сфере объективации, оно само — отрезок пути, на котором дух объективно осуществляет себя. Субъективное сознание и объективный дух остаются, несмотря на примирение, раздвоенными.