Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 13

Для исторической и философской рефлексии культура — всегда создание одного и того же выражающего себя в культуре духа, поэтому для них этот дух есть то, что охватывает все области культуры, вследствие чего эти области становятся частями целого, членами культурного универсума. Следовательно, рефлексия также устраняет границы областей, как и возводит их. Один и тот же дух действует в экономике и технике, в политике и науке, в религии и искусстве; поэтому с исторической точки зрения границы областей текучи, а с философской, —диалектичны. Историческая рефлексия и философия созерцают и мыслят все во всем. Для рефлексии каждый образ пребывает в русле исторической жизни, т.е. в неповторимом, происходящем во времени, но по своему смыслу и содержанию надвременном, процессе самообъективации субъективного сознания, историческая рефлексия схватывает единичный, временной ход событий, философия — надвременной смысл и содержание12. Поэтому историческая рефлексия выявляет во всех образах определенной эпохи единичный, т.е. индивидуальный, отпечаток деятелей в области культуры, отпечаток индивидуальности отдельных субъектов и сообществ, духа эпохи; в философии же надвременный, осуществляющийся в культуре, дух постигает самого себя. Исторически единство культуры осуществляется в совместных действиях отдельных областей, в способе их проникновения друг в друга, напластования друг на друга, вытеснения друг друга внутри господствующей области; философски — в том, что дух осмысливает свою надвременную, пронизывающую сущность всех образов и областей, самотождественность.

Исторически области одной эпохи потому — и настолько — проникнуты одним духом, что они принадлежат одной эпохе и обнаруживают индивидуальную окраску этой эпохи; поэтому экономика и техника, государство и наука, религия и искусство древности или Средневековья исторически более тесно связаны друг с другом и внутренне родственны, чем одни и те же области обеих эпох, вследствие чего с исторической точки зрения может возникнуть сомнение, вправе ли мы вообще говорить о надвременной сущности областей. Философски области культуры проникнуты одним духом, потому что в философской рефлексии дух осмысливает свою самотождественность, а это значит— свою сущность, сущность культуры вообще и сущность областей культуры; это осмысление принуждает к отграничению областей друг от друга, ибо философская сущность есть понятие, а понятие есть нечто ограничивающее (^pos, terminus); но одновременно самоосмысление как осуществление самости ограниченного ведет к снятию границ: поэтому для философской рефлексии в экономике и технике действует также политический и научный, художественный и религиозный дух, в рациональной культуре действует также интуитивная, а в наивной — рефлективная культура. В рефлексии подвергает себя рефлексии самораздвоение и самопримирение духа, дух осознает их в разделенности и единстве исторических или понятийных образов культуры.