Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 11

В политике сознание тоже обращается к себе, но не к себе как осуществляющемуся в политике, объективирующемуся и этим примиряющемуся субъективному сознанию, а к себе как к самости государства. Государство осуществляет самого себя для самого себя, оно есть субъект, “Я” своей деятельности;

поскольку отдельные субъекты являются его членами, содержание их деятельности, в той мере, в какой оно допускает государственное регулирование, становится содержанием государственной деятельности. Таким образом, государство объединяет в себе всю культурную деятельность и превращает себя в ее субъект; но оно не объединяет в себе области культуры, их творения и их направления, оно не создает универсум культуры, не осуществляет сознание культуры, сознание культурной общности: на это способна только рефлексия, ибо только в ней вся культура как культура содержит для себя культурное сознание — как сознание культуры, общность культуры — как культуру общности; именно этим осознанием себя рефлексия соединяет друг с другом все области культуры, их произведения и их направления. И хотя рефлектирующее сознание не создает своей рефлексией или в качестве рефлектирующего сознания культуру, которую оно подвергает рефлексии, но оно все-таки есть само создающее культуру сознание, научное и политическое, художественный и религиозный дух, подвергающий рефлексии самого себя, — тем самым оно есть само рефлектирующее сознание, которое, хотя и не в качестве рефлектирующего, но в качестве сознания создает культуру, которую оно подвергает рефлексии.

Религиозное сознание тоже подвергает себя рефлексии, мысля религию как откровение Бога, рассматривая мир как творение Бога; оно соединяет с собой все культуры, а тем самым все области культуры друг с другом. Своим откровением Бог примиряет себя с человеческим объективным сознанием, тем самым он примиряет также это сознание в нем самом, вследствие чего все области культуры благодаря своему отношению к Богу, к смыслу творения, который открывает Бог, становятся в себе единым Целым. Не достигает ли этим религия всего того, на что способна рефлексия, и не является ли поэтому выход за пределы религии не необходимым и, более того, невозможным? Так мыслило Средневековье, так мыслит сознание культуры, которое ощущает себя абсолютно примиренным религией, вернее Богом, которое живет и переживает свою культурную жизнь в Боге и воспринимает свою культуру как данную Богом, сознание, для которого Бог, а не оно само, есть подлинный творец культуры — не только творец религии и основатель церкви, но и единственно справедливый государственный разум и творец государственных законов, единственно знающий истину рассудок и создатель природы, дух, создающий искусство и миры его образов. В Новое время, после того как в эпоху Ренессанса возродились художественная и государственная культура античности, после того как математическое естествознание восстало против теологической опеки, после того как все области культуры освободились, став самостоятельными от религии, подчинявшей их в Средние века, так больше не мыслят и не могут мыслить. Историческая рефлексия препятствует тому, чтобы религиозное самосознание признавалось основополагающим для всей культуры в целом. Несостоятельными оказались перед судом философской рефлексии и рефлективные достижения религии. Это сказывается уже в том, что религия сама, выходя за свои пределы, стремится к мистике, которая пытается примирить объективированное религиозное сознание с сознанием, непосредственно присутствующим в переживании; это сказывается и в том, что религия как таковая не удовлетворяет рациональное сознание и поэтому вынуждена требовать в виде дополнения теологию. В мистике и теологии религиозное сознание внутренне раздваивается: в мистике по-гому, что она, вырастая на почве религии, одновременно колеблет и подрывает эту почву; в теологии потому, что, ссылаясь на слово Божие, она одновременно подвергает это слово рефлексии, вследствие чего между религией и философией, между откровением и рефлексией возникает парящий в воздухе догмат, цель которого наивным образом примирить ratio с. религиозным духом, при этом он не соответствует ни требованиям ratio, ни религиозному духу: как мистика, так и теология отсылают сознание на путь философской рефлексии.