Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 10

Граница религии не есть граница культуры вообще, хотя дух и достигает в ней своей высшей точки; существует нечто, находящееся по ту сторону религии, по ту сторону вообще постигнутой до сих пор сферы культуры, вообще науки и политики, искусства и религии: это — сфера рефлексии. Лишь в этой сфере сознание культуры, общность культуры осознает себя посредством самообъективации; лишь для рефлектирующего духа наука и политика, искусство и религия становятся формами объективирующего себя посредством культурной деятельности субъективного сознания; лишь в качестве рефлектирующего духа сознание создает для себя самосознание, приходит к сознанию самого себя. Для субъективного сознания различие между наукой и политикой, между искусством и религией также существует постольку, поскольку оно рефлектирует, осознает эти области культуры как свои творения: научное и политическое, художественное и религиозное сознание вообще не осознают как таковые ни самих себя, ни культуру в целом. Исторически дух должен был пройти длинный путь, прежде чем он создал понятие культуры и области культуры, только после того, как прошли века наивного воззрения на культуру, когда она определялась и объединялась посредством господства одной или нескольких упомянутых областей, — только в начале Нового времени в область культуры проникает рефлексия, потому что только теперь культура как целое, целостность культуры становится проблемой,

В определенном смысле само сознание является, правда, всегда рефлективным сознанием как таковым, ибо оно возвращается к себе, относится к самому себе. Однако самость, в которой оно наивно соединяет и осуществляет свои полюсы и тем самым себя самое для себя самой, есть не объединяющее себя, не примиряющее себя сознание, а, смотря по обстоятельствам, различно организованное на различных ступенях самоосуществления единичное “Я” непосредственной жизни, “Я” государства, “Я” Бога. И несмотря на то что сознание сознается самим собой, осуществляется для себя самого, между сознанием и самостью повсюду сохранится различие. Только в рефлексии и посредством рефлексии сознание устраняет это различие, ведь только в ней и посредством нее оно достигает абсолютного конца своего пути. Рефлексия примиряет сознание уже не наивно, т.е. соединяет и приводит к единению уже не его полюсы или изначальные моменты, а формы, в которых оно себя осуществляет, чтобы примирить себя. Поэтому рефлексия не продолжает уже дело примирения в той же плоскости, в том же смысле, в каком оно создавалось на ступени наивной культуры: и хотя она осуществляет в истории и философии новые формы примиренного сознания, эти формы возникают лишь благодаря тому, что прежние формы примирены друг с другом.

Рефлексия строит свое творение на почве наивно примиряющегося сознания, созданное им служит ей предпосылкой. Сознание примиряется в рефлексии уже не непосредственным самоопосредствованием, а тем, что оно опосредствует свое собственное самоопосредствование, — оно примиряется благодаря тому, что рефлектируемое ею содержание примирения становится для него самого содержанием примирения; рефлексия не может сама создать это содержание, она может только осмыслить, только осознать его. Сознание примиряется посредством рефлексии, снимает свою разделенность по различным областям культуры осмыслением границ и единства этих областей, соединяет свои различные формы и доводит этим до своего сознания позитивное содержание примирения всех их. Напротив, рефлексия не может вытеснить своим собственным содержанием содержание примирения областей наивной культуры тем, что превосходит его; сознание, правда, примиряется с самим собой, примиряя друг с другом свои формы, однако оно не выходит за пределы достигнутого этими формами примирения своих изначальных моментов. Рефлексия не может так глубоко слить сознание и бытие, форму и содержание, как это делают искусство и религия: она не может, в частности, осуществить самость в себе, сверхбога мистики, но может (чего не может религия) постигнуть смысл задачи, которая поставлена, но не решена религией. Именно потому, что сознание осмысливает смысл границ своего самопримирения, оно приходит к концу своего пути; поэтому, хотя достигнутое рефлексией самопримирение лишь негативно в сравнении с наивным самопримирением, оно вместе с тем для себя самого есть после-' днее, преступить пределы которого бессмысленно.