Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 4

Поэтому рефлексия постигает единичное только в целом, а целое — только переходя от единичного к единичному; она постигает все во всем. Наука есть наука лишь поскольку она отграничивает себя от политики, искусства и религии; но она также есть наука еще и потому, что стремится переступить эти границы и растворяется на границах в пограничных областях; только так она" есть живая часть культуры, осуществляющее себя сознание, только так она вносит свой вклад в самоумиротворение сознания. Хотя наука есть наука поскольку она есть не политика, не искусство, не религия, можно, однако, также утверждать, что наука есть наука только потому, что она есть политическое, художественное и религиозное сознание, — потому что она есть тотальное сознание, которое в ней осуществляется, которое утверждается в этом образе, но одновременно и взрывает его, и стремится выйти из него. Подобное относится и к каждой части. Постижение подвергает рефлексии эту жизненную силу, ограничивая область, выявляя противоречие ограничения, противоречие понятия области и снимая его в понятии пограничной области. Таким образом, рефлексия строит ступени целостности культуры, отделяя по ступеням содержание примирения областей и ведя одновременно проходящее через все ступени сознание к понятию самого себя. 4. Рациональная и интуитивная культура

Экономика и техника по сути должны быть поняты как ограниченные области, поскольку дух в них стремится совсем не к абсолютному или тотальному, а лишь к относительному и частичному примирению, или, поскольку он себя в них осуществляет не как универсальный дух, как тотальное сознание, а только как часть сознания. Поэтому эти области отсылают от самих себя к другим, самоосмысление должно выйти за их пределы даже для того, чтобы суметь понять их самих в их особенности: по своему понятию они не являются самостоятельными областями.

С соотношением рациональной и интуитивной культуры дело обстоит совсем иначе — в обеих дух стремится к абсолютному примирению. Здесь различие не может быть выведено из различия поставленных целей; оно может быть выведено только из различия путей, на которых должна быть достигнута цель — пути подчинения и пути слияния. В понятии подчинения заключено то, что дух не достигает своей цели потому, что не осуществляет себя в своей абсолютной целостности и конкретности, о которых было сказано выше. И это ведет к важному последствию. Так как дух на пути^ подчинения содержания форме никогда не осуществляет себя целостно и конкретно, то он и не может, естественно, объективироваться в одном деянии, а может объективироваться лишь в не допускающем завершения ряде их, причем ни одно из них.не стремится быть только самим по себе значимым и не может претендовать на то, чтобы самому примирить дух; напротив, каждое из них означает лишь шаг на пути к цели, каждое лишь вносит свой вклад в совокупность деяний, которая как таковая никогда не сможет стать действительной. Наука и государство по своему понятию и, следовательно, по своей действительности всегда постигаются в становлении, так же, как непосредственное сознание, хотя они и являются объективациями и как таковые отделяются от потока переживаний.