Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. Основы деления культуры, страница 2

Философия культуры есть особая область культуры; но в то же время она есть и не особая область, а постигающая самое себя и этим постижением самой себя созидающая тотальность культурных областей; однако эта тотальность, именно потому, что она может создать себя лишь постигая себя, не есть тотальность, предметный мир, а тотальное “Я”, самость, осуществляющее себя в качестве культуры самосознание. Только в философии культура достигает конца своего пути, потому что только в ней она сознает сама себя, осуществляет себя для самой себя. В философии культура противопоставляет себя самой себе, выходит за пределы самой себя, осмысливает и постигает себя, но именно поэтому она вместе с тем и объединяется с самой собой, становится для себя самой понятием и действительностью. Без философии культура есть неосознанное самим собой самоосуществление сознания, которое в качестве неосознанного именно не осуществляет сознание или же в котором оно не осуществляет самого себя в качестве сознания; поэтому вне философии культура не приходит ни к своему понятию, ни к своей полной действительности: области культуры здесь несамостоятельные моменты, они только станции или ступени пути, на котором сознание себя осуществляет, они члены, которые только в философии организуют себя как тело, только в ней находят свое собственное “Я”. Наука, искусство, политика и религия становятся таковыми только в философской рефлексии, так как только в ней они становятся для самих себя тем, что они суть в себе, т.е. вне философии. Для науки предмет познания — не она сама, а природа; для искусства предмет его творческой деятельности — не оно само, а творимый им предметный мир, для политики и религии — цель их устремления, то, к чему они ведут, не они сами, а государство и Бог. Поскольку наука и искусство, политика и религия не направляют рефлексию на самих себя, не достигают сознания самих себя, сознание осуществляет себя в них лишь не в полной мере, оно остается “в пути” и не может остановиться ни в одной из этих областей, т.е. не может ни в одной из них найти абсолютное примирение. На вопрос, сможет ли сознание найти в философии абсолютное примирение, способна ли, и каким образом, философия разрешить свое внутреннее противоречие, которое состоит в том, что она — лишь особая область культуры и одновременно культурное целое, тотальное “Я” культуры, ответ может быть дан только там, где философия направляет рефлексию на самое себя. Но уже и теперь принцип деления этих областей должен быть взят из понятия культуры, находящегося вне философии.

Ни одна область культуры, находившаяся вне философии, неспособна как таковая абсолютно примирить сознание, однако каждая вносит свой вклад в его самоумиротворение; только так она может стать частью целого, может дойти в философии до понятия, до осознания самой себя, может тем самым перестать быть областью культуры вне философии. В той мере, в • какой она будет постигнута, в какой мере она станет областью философской рефлексии, она примет участие в общем процессе самоумиротворения, войдет в тотальное “Я” культуры. Поэтому для рефлексии понятие каждой области противоречиво, поскольку постигаемая область как таковая противится постижению: только не будучи постигнутой, она — внефилософская самостоятельная область культуры; постигнутая же, она — область философской рефлексии; лишь непостигнутая она — действительность в себе самой, постигнутая же — она только момент процесса самоосуществления, который в конечном счете есть процесс становящегося для себя в рефлексии самосознания, — процесс, который в философской рефлексии постигает сам себя, который становится в ней для себя самого процессом рефлексии. Поскольку рефлексия постигает внефилософскую область культуры, она противоречит самой себе, так как превращает ее в область рефлексии, или же ставит на место области — понятие области. Это противоречие философия может снять, только устраняя противоположность самой себя и постигаемой культуры, противоположность понятия культуры к самой культурной действительности: она устраняет эту противоположность, осознавая для себя самостность самости, которая осуществляет себя в культуре и в философской рефлексии, или же полагая в основу своего постижения эту самость, как это происходит в основополагании.