Никейский символ. Утверждение полноты божества Иисуса Христа, страница 7

На этот весьма обоснованный вопрос Афанасий дал простой и потрясающий ответ: во всей Ариевой схеме не хватало, не больше и не меньше, Самого Бога. Конечно же, благодаря некоторым ухищрениям место Богу там все же было найдено, но Он оставался безмолвным и далеким в бесконечности Своей абсолютной трансцендентности, и действовал лишь при помощи посредника – Сына или Слова, бытие которого Арий так резко отделял от Божественного. Бог, в которого верил Арий, не имел прямого контакта с Его творением; Он по определению был вечно обособлен и изолирован от мира, пребывая в абсолютной безмятежности постоянного и неизменного совершенства. Сам Бог и не творил мира, и не спасал его, все это касалось Его лишь опосредованно. Подобные представления были краеугольным камнем богословия Ария, они же и стали пунктом фундаментального расхождения с Афанасием. Такая трансцендентная отдаленность, как правильно указал Афанасий, не имеет ничего общего с Богом Ветхого и Нового Заветов, Отцом Иисуса Христа. И если рассмотреть систему Ария не с точки зрения внутренней логической непротиворечивости, но как средство истолкования и изложения Евангелия, то она окажется безнадежно неадекватной, потому что в Библии говорится о Боге, пребывающем и действующем в мире и ради мира, Своего мира, и это пребывание и действие сосредоточены в человеке Иисусе Христе, Который есть Еммануил, «С-нами-Бог». Арий считал такое невозможным, а для Афанасия это было тем стержнем, на котором держалось все остальное. Таким образом, у Ария и Афанасия были принципиально разные представления об отношениях Бога с тварным миром, и это явилось источником всех остальных разногласий между ними.

Чтобы вкратце проиллюстрировать остальные противоречия между Арием и Афанасием, их можно разделить на три группы: сотворение, искупление и откровение. В каждом из этих разделов богословия описанные выше фундаментальные расхождения приводили к прямо противоположным выводам. Так, сотворение, согласно Афанасию, было действием Самого Бога, в котором Он дал бытие тому, чего не было; и этим действием был Логос, творящая энергия Самого Бога; и все в мире может существовать только благодаря именно этому действию Бога. Таким образом, все творение напрямую зависит от божественного, – причем, абсолютно божественного, – Слова Божия. Все творение и начало быть, и сохраняет свое бытие только через Слово, то есть, Самого Бога[17]. Для Ария же существуют три уровня реальности: Сам Бог, Его сотворенно-рожденное «Слово» или «Сын», которое, строго говоря, не является ни Богом, ни Словом Бога, ни Сыном Бога, а также весь остальной мир. Поэтому тварный мир становится как бы вторичным творением, он создан и продолжает свое существование благодаря чему-то низшему и меньшему, чем сила и бытие Бога[18]. Творческим актом со стороны Бога, согласно Арию, было дарование начала бытию Слова, но никак не тварного мира. И Афанасий, и Арий, исповедовали веру в Бога Творца, но, при этом, имели в виду далеко не одно и то же.