Никейский символ. Утверждение полноты божества Иисуса Христа, страница 21

[34]   Термин «эллинизм» зачастую употребляется крайне неудачно. Даже сам Гарнак, который более других поспособствовал введению этого термина в оборот, считал необходимым сделать заявление против «глупого отождествления "догмата" и "греческой философии", о котором я даже никогда бы и не подумал» (Dogmengeschichte I, 4th edn, 1909. p.24). Сам он полагал, что догмат – это «по сути и структуре достижение греческого духа на почве Евангелия», и его особенность заключается в том, что «с одной стороны, он отражает христианский монотеизм и центральное значение личности Христа, но с другой стороны, он структурирует эту религиозную веру и ее историческое изложение в форме философской системы» (там же). Если понятие «философской системы» проинтерпретировать правильно, то утверждение Гарнака по сути будет вполне разумным. Дело в том, что термин «философский» является настолько специфичным, что в данном случае его применение выглядит не совсем удачным (хотя, это скорее относится к английскому языку, чем к немецкому). Святоотеческие догматы можно назвать «философскими» в том же самом смысле, в каком Кальвин называл свои «Наставления» изложением «христианской философии» (во Введении к французскому изданию 1545 г.), либо в традиционном значении этого термина в шотландских университетах, где науку принято называть «натурфилософией [“natural philosophy” – Прим. перев.]». В таком случае слово «философский» становится формальным термином для обозначения упорядоченного познания, направленного на выявление и наименование ключевых элементов в объекте исследования и выделение различий между ними. Таким образом, этот термин не содержит в себе никакой информации ни об исследуемом объекте, ни о значении используемых категорий. Итак, если применять термин «философский» в таком широком контексте, то его синонимами будут слова «научный» или «рациональный». Однако, сегодня все эти три слова имеют настолько большой разброс в употреблении, что, во избежание путаницы, прежде чем использовать их в богословии, необходимо заранее объяснить, какое из значений имеется в виду. Этой теме посвящены работы T. F. Torrance, Theological Science. London: Oxford University Press, 1969; и God and Rationality. London: Oxford University Press, 1971.  Также хорошая подборка статей на тему эллинизации в ранней церкви содержится в книге E. P. Meijering, God, Being, History. Studies in Patristic Philosophy. Amsterdam: North-Holland, 1975; а также в его работе Orthodoxy and Platonism in Athanasius. Synthesis or Antithesis? Leiden, 1968.

34а  Здесь следует еще раз повторить то, о чем уже многократно говорилось, но что очень часто забывается: Церковь не просто заимствовала термины и идеи греческой философии, но изменила их значение и нашла им новое применение. Например, такие слова как  ουσίαομοούσιοςυπόστασις, φύσις вошли в состав нового христианского богословского лексикона и могут быть правильно поняты только в контексте их богословского употребления. Оглядка на их предыдущее применение, безусловно, необходима, так как и оно отразилось на их значении, но это может подвести нас лишь к порогу, за которым начинается их богословское использование и изменение. К тому времени, когда отцы церкви окончательно ввели их в оборот, смысл этих терминов уже трансформировался. По этому поводу, а также по вопросу о значении вклада Афанасия в развитие богословия, см. работу T. F. Torrance, “Athanasius: A Study in the Foundations of Classical Theology” в его книге Theology in Reconciliation, London: Geoffrey Chapman, 1975, pp. 215‑266.

*    «Последний крик [моды]» (фр.). – Прим. перев.

[35]   См. R. G. Crawford, “The Revolt against Creeds and Confessions of Faith”, Scottish Journal of Theology 29.1, 1976, pp. 13‑25. Автором данного лозунга считается W. Chillingworth (1602-1644).

[36]   John Hick (ed.), The Myth of God Incarnate. London: S.C.M. Press, 1977; см. также M. Green (ed.), The Truth of God Incarnate. London: Hodder & Stoughton, 1977; а также мои обзоры обеих книг в Scottish Journal of Theology 31.1, 1978. pp. 51‑71.

[37]   Contra Arianos I 42: «Слово стало плотью и смерть претерпело во плоти, совершилось же это не к бесславию , но "в славу Бога Отца". А слава Отца – в том, что человек созданный и погибший обретен, умерщвленный оживотворен и соделался Божиим храмом» [Творения в 4-х томах, Т. 2. С. 231. – Прим. перев.].